пятница, 9 июня 2017 г.

Африканская робототехника: фатальная неизбежность

Почему справочник "Кто сеть кто в робототехнике" набирает всё большую и большую популярность именно в Африке? Ситуация складывается так, что, похоже, идеологическим и организационным центром мировой роботизации станет Африка - находящаяся под мощнейшим влиянием Китая, обеспечивающего африканские государства самыми передовыми технологиями. Есть ряд объективных факторов:
1. Цены на жизненно необходимые продукты, товары и услуги будут неумолимо и быстро расти, и всё больше людей будут выпадать за черту бедности;
2. Пособия по безработице будут уменьшаться и кое-где исчезнут совсем (известное предложение на эту тему женщины-депутата, конечно, было не случайным);
3. Образуется большое количество "лишних людей", чьи профессии быстро устаревают и оказываются нигде не нужны
4. Абсолютное отсутствие сочувствия к "лузерам".
Отсюда вывод: для огромного количества людей останется единственный выход - наниматься на самые тяжелые работы на условиях, классически считающихся рабскими. Поэтому, для обоснования возврата от механизации к тяжелому ручному труду будет сказано, что чрезмерное потребление топлива угрожает экологии, что надо уменьшить парниковый эффект и выброс в атмосферу углекислого газа, надо предотвратить таяние ледникового покрова и подъем уровня Мирового Океана. В чтобы тяжелый ручной труд совсем не напоминал рабский, работниками будут управлять не люди-надсмотрщики, а компьютеры: ПО учета рабочего времени, программы управления персоналом / кадрами- то есть, как бы роботы. А в целях политкорректности, поскольку считается, что от рабства наиболее пострадали народы Черной Африки, то представителям именно этого континента доверят выработать методы организации тяжелого ручного труда - на основе фольклора, который сохранил все оттенки данного феномена. 

РЕТРОСПЕКТИВА

"Альтернативное кино" мультимедиа-технологий
"— Будет ли второе столетие кино?
— Появятся новые формы общения через искусство, и, возможно, кино будет примитивнее их"
Ответ председателя жюри 19-го Московского международного кинофестиваля киноактера Ричарда Гира на пресс-конференции, 25.07.95 г.
"Семь лет еще, и кинопленка перестанет существовать в мире"
Из интервью кинорежиссера и сценариста Андрея Михалкова-Кончаловского радиостанции "Свобода", 16.07.95 г.
Эффект "Титаника"
Прошло примерно семь лет с тех пор, как в советский быт вошло видеокассетное ТВ, нанеся удар государственной сети кинопроката. Конечно, все эти годы кинематографисты грезили возрождением отечественного кинематографа, которое возможно только через обильную сеть киноустановок: надежды на ТВ-показ и тиражирование на видео в наших условиях пока не оправдались. Если признать реалии, почти все русское кино живет на бюджетных дотациях и деньгах коммерческих и криминальных структур (большинство почетных гостей иного кинофестиваля — это до зубов вооруженные мафиози). Сработал основной экономический закон кино: кинотеатры посещает главным образом "средний класс", который есть в США, был в СССР и выхолощен в России. Из манипулятора массами и фактора политики (вспомним "ТАСС уполномочен заявить...": "Вы меня рекомендуете Дональду Ги, а я обеспечу прокат Вашего фильма на 150 тысячах киноустановок в СССР") кинопроцесс выродился в некий заповедник — в отличие от времен, когда кино было баловнем КПСС и творческая элита жила, словно в первом классе "Титаника", не думая о приближении айсберга. Оказалось, чтобы быть кинорежиссером, недостаточно уметь скомандовать: "Мотор!".
Утешала мысль: "ничего, скоро наедятся видео и вернутся в кинотеатры". Но нет хуже, чем ждать и догонять. Дождались еще более черного часа кинематографа и именно нашего (западные студии успели перейти на новую технологию): возникло CD-телевидение, отбирая экранное время и у кино, и у видео, и у эфирно-кабельно-спутникового ТВ. Голливуд и другие студии наладили выпуск художественных фильмов на CD-ROM. Да и российские CD-издательства обгоняют киностудии в таких областях, как культура, спорт, искусство, образование. В Москве выпускаются каталоги CD-ROM наподобие тех, что выпускались на видеофильмы. Аннотированные обзоры CD публикует пресса. Появилось изрядное количество фирм и организаций, работающих с мультимедиа и имеющих приличный финансовый оборот. Ширится CD-ассортимент на выставках "Экспоцентра". Московские торговые дома, специализирующиеся на продаже видеотехники, расширяют ассортимент за счет мультимедиа-компьютеров (в частности, фирма"Стилан" начала зондаж настроения покупателей традиционной видеотехники, предлагая платы MPEG-2 со встроенным тюнером и в комплекте с диском двухтомника видеоклипов группы Queen). Сказалось и ощутимое расслоение общества: за счет того, что многим не на что пойти в кинотеатр, многие покупают мультимедиа-технику.
Если видеокассетному ТВ почву подготовила алчность столоначальников из ЦК, Совмина, ВЦСПС, ВЛКСМ, не думавших ни о чем, кроме денег, давая "добро" видеосалонам, то CD-телевидению почву подготовили игровые ТВ-приставки и компьютерные игры (разновидность мультимедиа). Имеют ли налоговые службы данные на десятки тысяч извлекающих по всей стране баснословную прибыль 286-х и 386-х компьютеров, переделанных умельцами в игровые автоматы, установленные в бесчисленных забегаловках? Части этой прибыли хватит для замены их на компьютеры с процессором 486 или Pentium и даже Р6 - и готовы подпольные CD-видеосалоны, образующие широкую сеть CD-видеопроката. Более или менее точное представление о масштабах феномена дает индикатор (причем градуированный) спроса на экранные технологии — семейство журналов "Видео-АСС": если интерес к теме спутникового ТВ снизился до исчезающе малой величины (а издание соответствующего журнала приостановлено), то в журналы о компьютерных играх приходит множество писем.
Полной аналогии нет: в отличие от видеокассет, вытеснивших киноустановки, CD-телевидение телевизорам угрожает меньше: компьютеров с CD-приводами в России пока еще немного, зато предлагаются сравнительно недорогие CD-приставки к телевизорам. Разница и в том, что CD-телевидение в целом дороже видеокассетного, и хотя технически возможен перевод всех видеофильмов на CD, привлекает принципиально иное: интерактивный пользовательский интерфейс на базе новейших технологий - фактически подсистема человеческого организма. Так, по мотивам фильма "Терминатор" создано интерактивное зрелище: игра Lawnower Man, содержащая, в том числе, 22 мин "живого видео". Что касается возможностей интерактивной работы с "живым видео", то вот образец 1995 г.: продукт совместного творческого поиска фирм Philips и Sony на базе технологии оптических дисков фирмы ЗМ — диск формата MultiMedia CD емкостью 7.4 Gb (это 270 мин полностью "живого видео"), поддерживает требования MPEG-2; звук в системе Dolby Stereo, многоязыковое субтитрирование — до восьми каналов.
У населения, как выяснилось в дни, когда искусственно занижался курс доллара, на руках до 25 млрд долл. Но вопреки фразам о стабилизации экономики, истинный курс валюты определяет соотношение ввоза и собственного производства новых информационных технологий. Стабилизировать рубль можно, лишь вкладывая его в компьютерные технологии. "Товаром широкого потребления" стали CD-накопители, пока не выпускаемые нашей старой промышленностью, не помогут и новые прожекты, где тонут миллионы долларов. Мультимедиа входит в семьи через интерактивные CD-ROM с записями художественных фильмов. Плохо это или хорошо, но стараниями газетчиков при сочетании слов "интерактивное телевидение" в голове обывателя срабатывает переключатель. Все логично: из всех секторов рынка есть один, не испытывающий кризисов.
Интерактивность в обыденном сознании
На Западе прилавки завалены CD-ROM типа 101 Sex Position и Legend of Kama Sutra. К нам подобный товар (преимущественно пиратские копии) тоже начал поступать, и не только из Западной Европы и США, но и из Сингапура, Китая, Болгарии и даже Украины. Для наиболее "живых" игр и фильмов нужны четырехскоростные и шестискоростные приводы и 486 либо Pentium компьютеры, поскольку, например, Late Night Sexy TV Show характеризуется трехмерным рендерингом, а игра Man-Enough сопровождается откровенными телодвижениями в "живом видео". Так было всегда: Дагер сделал свое открытие в 1839 г., а уже в 1850 г. были выпущены альбомы стереоскопических дагерротипов (т. е. с примитивным эффектом интерактивности), изображавших клистироманию (эротическое извращение садомазохистского толка).
Культурному человеку, чуждающемуся неестественных радостей, не понять parvenu, практикующему телефонный секс, — но это процветает, и, когда в наших газетах появились номера "горячих линий", подростки стали разорять родителей и тех, к чьим линиям подключались. Телефонный секс — это форма интерактивного общения. Известная игра GirlFriend интерактивна и включает элементы искусственного интеллекта: "подружка" (цифровое видео, качественный звук) запоминает ключевые моменты, реагируя на них по мере развития диалога. Если игроку действиями и словами не удастся поднять ей настроение (о котором сообщает индикатор на экране), ее не уговорить освободиться от излишков одежды — это, по сути, "видеотелефонный секс".
Пока интеллектуалы сомневаются, появятся те, кто заставит обывателя вложить в CD-порнобизнес часть упомянутых 25 млрд долл. Уровня авторучки со стриптизом (тоже форма интерактивности) мультимедиа-техника достигла. Уровень математического обеспечения этого жанра продемонстрирован на Siggraf' 94 в виде системы A-Volve, позволяющей сенсорным карандашом рисовать на экране контуры организма, помещать его в определенную среду обитания и после "оживления" наблюдать его самостоятельное поведение. Система PoleShop позволяет сконструировать новую среду из фрагментов уже существующей с добавлением элементов, предложенных оператором. Следуя запросам потребительского рынка, творческий поиск идет по пути предоставления зрителю возможности выбирать мелодию и ритм, управляющие процессом раздевания, - существующие звуковые карты обеспечивают богатую библиотеку мелодий (а в Японии уже есть виртуальный дирижер симфонического оркестра). Подобные CD рассчитаны на клубы и дискотеки - платежеспособного, стабильного и многочисленного потребителя. Для этой же категории — игровой CD-тест "Поиск эрогенной зоны" ("живое видео", вокализ наподобие рахманиновского, но хуже), с тиражом, сопоставимым со "Спид-инфо". Эти примеры показывают, как много теряют CD-RОМ, выполненные со слабым звуковым оформлением, которое должно бы нести адекватную видеоряду информационную и эмоциональную нагрузку. Это как пьесы Шекспира: звучит красиво, но ничего не означает.
Проблема в том, что в роли раздеваемого персонажа технология может "оцифровать" кого угодно из политиков и телезвезд (как в мультфильме о козленке, который умел считать до 10: "Теперь он и тебя сосчитал."). В спорте есть выражение с тюремным оттенком: "поставить на трансфер" - применяется к игроку, которого босс продает в другую команду. Как раз эти опасения применительно к мультимедиа в западной печати высказывались, и, что называется, накаркали — в Англии появился CD-RОМ с "участием" известной актрисы, но без ее согласия. Скандал быстро замяли, и в прессу он не попал: интерактивные технологии входят в сферу национальной безопасности и находятся под контролем спецслужб (этот нюанс в наших условиях означает, что переход кинематографа на мультимедиа- и интерактивные технологии выручит его из нынешнего сиротского положения). Новые сетевые протоколы способны передать с другого континента воздействие на пользователя в сюжете с "живым видео" и естественным стереозвуком: можно загипнотизировать, допросить и умертвить зрителя. В России интерактивное CD-телевидение как разновидность кодируемого ТВ-вещания формально подпадает под Указ Президента РФ "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации" от 03.04.95 г. № 334.
"Промышленный образец" и частное право
Упомянутый скандал перманентно разгорается у нас с легкой руки Михаила Сергеевича, дебютировавшего как "промышленный образец" в виде матрешки с пигментным пятном. Универсальность понятия "промышленный образец", делающая корректной защиту с ее помощью прав человека, заложена в трех условиях возникновения охраны: новизна, оригинальность, промышленная применимость. Наиболее существенный момент правовой охраны - правообладатель может представить словесно зафиксированные существенные признаки своего произведения (в данном случае — внешности), нуждающегося в охране. Представление существенных признаков означает, что не нужно добиваться охраны всего внешнего вида (которую легко обойти, изменяя несущественные признаки). Изменение существенных признаков изделия (промышленного образца, изобретения и др.), как правило, обходится слишком недешево. С точки зрения судебной практики собственно условиями возникновения охраны правильнее считать два первых, а промышленная применимость — это скорее условие, мотивирующее предъявление претензий к нарушителю. Пример промышленной применимости: облик Горбачева использован в иллюстрации компьютерной игры "Перестройка" — действие разворачивается в болоте, и проваливающиеся кочки символизируют плохие законы.
Историческая роль М. Горбачева — в создании прецедента безнаказанности при заимствовании образа. Прецедент закрепили "Куклы" НТВ, предвещающие появление интерактивных CD-ROM для индивидуального юмора над теми же персонажами et cetera. Власти всегда оперативно реагируют на появление пророков: Генеральная прокуратура РФ возбудила уголовное дело по ст. 131, ч. 2 УК РФ (до двух лет исправительных работ) против "Кукол" с формулировкой: "С учетом исключительности и особой общественной значимости оскорбления высших должностных лиц государства". Над прокуратурой принялись глумиться одноклеточные, хотя дело серьезное: впервые в России мультимедиа-технология (пусть и простейшая) стала фактором политической жизни. Этот фактор скажется и в том, что упадут доходы public relation - "публичный имидж" для "звезды" теперь чреват не только плюсами.
В определенном смысле Генпрокуратура опоздала: чтобы нейтрализовать "Куклы", еще раньше надо было нейтрализовать тех, кто их финансирует. Вероятно, в данном случае имеет место одно из тех противоречий, которые в последнее время разрешаются вне правового пространства и неконституционными способами (а чтобы предотвращать силовые "разборки", исследовательская фирма "Мультимедиа" и старается увязывать новейшие информационные технологии с нашей скудной правовой базой). Случившееся означает качественную победу теневой власти над официальной: за полгода до демарша Генпрокуратуры в московском выпуске газеты "Экономика и жизнь" (№ 2) появилось обвинительное заключение по "Куклам" — причем без чьей-либо подписи. Продюсерам же в свете вышесказанного полезно обратить внимание на такую деталь: о перспективности мультимедиа-жанра (и о грядущей гибели многих других)свидетельствует тот факт, что "Куклы" — одна из немногих действительно "смотрибельных" телепрограмм, тиражируемых на видео.
У компьютерных технологий есть свойство: их требуется "русифицировать". Когда НТВ показывало для сравнения куклы западных политиков (что делает корректным утверждение об интервенции через НТВ данной информационной технологии), они не смотрелись по сравнению с нашими. Резиновые куклы, мимика лица которых управляется электроникой, — это нравственно-правовой плацдарм для оцифровки "звезд" и манипуляций с ними. В приличной форме или нет — в принципе, регулируется правом, но известно, как законы реально что-либо регулируют, а грани дозволенного быстро размываются, особенно в не очень подконтрольной CD-видеопродукции для подпольного CD-видеосалона. Копию премьер-министра мультимедиа-техника может благообразно ввести профессором в обучающий CD-ROM по экономике, но может и заставить делать такое, от чего вытошнило бы даже свинью. На к/с "Центрнаучфильм", известной съемками зверей, была идея рекламы питательного крема: покрытая кремом девушка, загорая в позе "Венеры" Веласкеса (спиной, чтобы по католическим канонам фасад был виден максимум в зеркало), засыпает, а ее собака, поскольку крем питательный, слизала его. Собака заупрямилась и зарычала (действительно, собаке-то чего ради травиться?). Когда уговорили собаку, наотрез отказалась актриса, вспомнив "Молодые годы короля Генриха IV" Г. Манна: следы зубов на своей задней части не смогла оправдать перед мужем даже королева Марго. Поэтому в постановочной рекламе удобно вместо непредсказуемых зверей использовать оцифрованную знаменитость. Употребление выдающейся личности с целью извлечения прибыли эффективно именно в России, где веками лицо "сверху" было недосягаемо и иного способа надругаться над ним у обывателя нет.
Культовый объект для выполнения обрядов
Православная церковь не спешила с телевизионными проповедями, уступив экран западным проповедникам (обращавшимся к русской аудитории, словно к солнцепоклонникам). В этом глубокий смысл: чтец Успенского храма Болгарского подворья А. В. Бельтюков пояснил, что чтение проповеди предполагает наличие живой связи между проповедником и аудиторией, когда чтец непосредственно ощущает, насколько велика сила его слов, и, сообразуясь с этим, продолжает чтение. У этого жанра свои законы - перед телекамерой они не работают, но мультимедиа с интерактивной связью обещает эффект. CD-ROM вмещает 17 Библий и обладает информационно-поисковыми возможностями, он даст преимущество в богословском споре, проповеди и наставлении. Основательно видеориторика в коммуникативно-предметном поле мультимедиа изучается на кафедре информационного дизайна СПбВХПУ. Что касается видеоряда, то оказалось: иконы Андрея Рублева написаны в технике, называемой сегодня "видеоарт", т. е. свет исходит "из" произведения, как в телевизионном изображении, а не падает на полотно, как в кинопроекции.
Российские CD-издательства осваивают церковно-мистическую тематику, что говорит о наличии заказчика. Издательство "КомпактБук Паблишинг" делает диск "Богослужение в красках" (русская и английская версии). В каталоге "Медиа Механике" — диски "Старый и Новый Завет", "Различные религии мира". Инфостудия "Экон", вошедшая в Российский центр мультимедиа, делает гороскоп "Власть планет". Разработаны астрологические системы Astro Consultant 1.0 и Ephemer 1.0. В мультимедиа-банк изображений Государственной Третьяковской галереи репродуцировано порядка 2000 икон (справка: CD-ROM способен вместить около 2500 полноэкранных цветных изображений). В частности, икона Николы Зарайского была введена в виде 21 фрагмента суммарным объемом около 8 Мбайт (без сжатия) в формате Targa-16 с разрешением 512 х 400 при 32 уровнях серого. Так же используется ATVista с разрешением 756 х 486 при 256 уровнях серого. Поэтому можно оценить потенциал российского "рынка" CD-накопителей по количеству приходов, в которых сейчас плюрализм, в том числе относительно судьбы алтаря.
На последнем Архиерейском соборе Русской православной церкви была секция "Религиозное образование, катехизация, издательская деятельность" — в итоге митрополит Питирим снят с поста Председателя распущенного Издательского отдела (куда входила и киновидеостудия) и создан Издательский совет с функциями цензуры всех изданий, распространяющихся от имени церкви. Церковь внимательно наблюдает за информационными технологиями, по мере их появления создавая свои издательства, киновидеостудии, теле- и радиопрограммы. Например, для ислама характерно использование кинематографа в религиозных целях: в Пакистане вышел фильм, осуждающий святотатца Салмана Рушди. По сценарию актер, играющий Рушди, произносит антиисламские проклятия, для чего он совершил паломничество в Мекку испросить у Бога разрешения — несмотря на это, многочисленные зрители (фильм имел небывалый успех), поверив в таинство перевоплощения, стали угрожать актеру, олицетворяя его с Рушди. Мультимедиа-технологии также будут, использованы для привлечения верующих, тем более они создают необходимый мистический шарм, придают храму таинственность и почти любое помещение способны превратить в храм. Храм - это не обязательно железобетонное здание: как известно, проповеди велись и на фоне природного ландшафта, нет причин исключать в этом качестве и гиперсреду. Компьютером просчитывалась топографическая имитация строящегося храма Христа Спасителя.
В 1990 г. общество "Радонеж" выпустило исследование "Не участвуйте в делах тьмы", анализирующее недостатки телевизионных проповедей, подготовленное авторитетными церковными специалистами. О том, насколько досконально клерикалы исследовали существо вопроса, говорит отрывок: "Предположим ситуацию: во время предстоящей предвыборной кампании в телепрограмме, ну, например, "Взгляд", журналист задает популярному телецелителю частный вопрос, который объективно не может не интересовать многих: "За кого из претендентов вы будете голосовать?". И следует частный, подчеркнуто частный ответ: "Я буду голосовать за N". Если же сопоставить тезисы протоирея Льва Лебедева об энергетике греха, получится, что церковь, осуждая, скажем, содомский грех, но отдавая себе отчет, что порождающая его человеческая энергия нуждается в освобождении, с пониманием отнеслась бы к альтернативе виртуального греха, предоставляемой мультимедиа-технологиями. О многом говорит и следующий фрагмент: 
"Нынешние телемаги ничего не говорят о том, что выйдут на уровень каких-то религиозных систем. Но такое умолчание сплошь и рядом встречается в эзотерических религиях. Тем, кто приступает, например, к занятиям йогой, ничего не сообщают о сверхъестественном, а лишь о здоровье, о физическом и нравственном совершенстве. Более того, все мистическое и оккультное отрицается. И только спустя время "продвинутым" перспективным и надежным ученикам открывают эзотерическое, тайное учение".
Эзотерические религии
Советская фантастика точно предсказала, какой будет постсоветская жизнь. А теперь компьютерные игры жанра fantastic содержат ответы на такие вопросы, которые многие даже не знают, как задать. Фантаст получает импульсы из будущего. "Жизнь надо описывать не такой, как она есть, не такой, какой она должна быть, а такой, как она видится в мечтах", — сказано в чеховской "Чайке". В фантастической повести 3. Юрьева "Люди и слепки" изложена концепция "инлигии" (информационной религии) с чертами того, что сейчас называется мультимедиа, а также вещательного телевидения периода дикого капитализма. Повесть опубликована журналом "Наука и религия" в 1973 г.: таким образом "5-й отдел" КГБ, осуществлявший контрразведку в церковных кругах, зондировал перспективы замены религии марксизма на более современную.
Религия будет всегда — человек отрицает себе подобного как начальника, а Бог в качестве "большого босса" всех устраивает. Другой вопрос — форма религии. На Венецианском 95-го биеннале современного искусства была копилка с надписью "Пожертвуйте на искусственный разум". Потеснив язычество, православие в свою очередь борется с более современными религиями. Эзотерические религии, если принять вышеприведенную терминологию, тяготеют к эффективным средствам (мистик Гитлер мечтал о чудо-оружии). Человечество через них стремилось к чуду, и это воплотилось в мультимедиа: CD дали возможность концентрировать информацию для кажущегося фантастическим воздействия на человека. CD доступны каждому, кто будет следовать "хорошо темперированной" инструкции, а уж о тираже эксклюзивных дисков для всех позаботятся, как обычно, видеопираты.
Тезисы из "Не участвуйте в делах тьмы" позволяют назвать эзотерической религией нетрадиционную медицину. Пример CD-медицины — диски с записью в "живом видео" всего многовекового опыта точечного массажа и иглотерапии, а также специальный пользовательский интерфейс. Ради таких CD каждая семья приобретет CD-плейер с интерфейсом, зная, что мультимедиа-запись 600 точек акупунктуры позволит самостоятельно без боли пальцами удалить гнилой зуб, вылечить многие болезни, снять острые боли. Участковый врач сможет, словно филиппинский хирург, бескровно удалить аппендикс на дому у больного, подключив к тому интерфейс (этот феномен изучает Центр космической медицины, обнаруживший, что в местности, где проводятся бескровные операции, особое энергетическое поле, воспроизвести которое, в принципе, возможно через интерфейс). Разработка медицинских экспертных программ идет, и, кстати, московской фирмой "Фрегат" создана компьютерная программа Allergy-Anestesia для обезболивания в стоматологии. Доклады о достижениях в области пользовательских интерфейсов на "Графиконе-94" в Нижнем Новгороде были сделаны в рамках секции "Визуальный пользовательский интерфейс и мультимедиа" М. А. Шифриным (НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко) и А. П. Гордиенко (Орловский Государственный Политехнический институт).
Новая военная мультимедиа-доктрина
Ближе к завершению 20-го века силовая война переходит в качество информационно-психологической. Только одиозные режимы продолжают наслаждаться превращением подданных в пушечное мясо. Будущие солдаты успевают навоеваться через видеоигры, содержащие все нюансы управления любой современной боевой системой: танк, самолет, подлодка, армейское или диверсионное соединение, а также боевыми системами будущего. Приобретение CD-накопителей назрело и по линии нашего Минобороны. Газета "Красная звезда" начала публиковать обзоры CD-ROM с обучающими военными играми: первым был имитатор танковых маневров First — более 50 вариантов сценария в разных точках планеты и с разными видами техники. В Москве появилось представительство журнала Military Simulation & Training — из названия видно, что этот ежемесячник целиком посвящен боевой подготовке: на цветных иллюстрациях изображены компьютерные тренажеры. Содержание журнала шокирует: насколько же армии НАТО насыщены мультимедиа-технологиями! Впечатляет техника для виртуальной "охоты на людей" с карабином, заменяющим "мышь". Однако нашим военным понадобятся не только западные CD-продукты, но и содействие своих программистов, сценаристов, режиссеров — это обусловлено фактором секретности при создании видеокомпьютерных тренажеров. В сущности, мультимедиа-реформа армии началась: люберецкая корпорация "Люкон" по заказу российских ВВС разработала трехмерную диагностическую систему образного анализа данных "Диаграф". В числе "первых ласточек" - заказ Российскому мультимедиа-центру на изготовление CD-ROM, посвященный 300-летию ВМФ России.
В США это направление открыли кинематографисты - кинорежиссер Майкл Тодд в 50-е годы получил звание бригадного генерала за заслуги в деле обучения пилотов-истребителей с помощью объемного кино. Хрущев после знакомства с тренажером поручил Ворошилову курировать на базе НИКФИ создание советского аналога, но уже наступал застой. Не так давно мультимедиа-продукт фирмы Microprose - F15 лег в основу очередного тренажера для американских летчиков (F-15 — прототип СУ-27). Сейчас негласно, хотя и очевидно, стоит вопрос боевой подготовки биороботов для спецподразделений быстрого реагирования — в последние годы боевые действия ведутся именно в такой форме. В США распространены детские и подростковые компьютерные лагеря. У нас молодежные военно-спортивные лагеря, предполагающие видеокомьютерный тренинг, создаются в городских лесопарковых зонах - преимущественно усилиями радикальных организаций. Видеопродуктов для воспитания биороботов достаточно. Игра Jagged Alliance включает такой элемент, как рациональная расстановка охранников на плантации, где работают негры. Игры фирм Casio и Sega содержат "конструктор лиц", позволяющий из отдельных компонентов создать тысячи лиц наподобие полицейского фоторобота. В игре UFO игрок становится во главе международной полувоенной организации, финансируемой создавшими ее странами.
Инструмент власти
Наука отождествляет задачи восстановления живых организмов (например, динозавров) по сохранившимся ДНК и цифровым оживлением их же в кинематографе. Американские биохимики еще в 60-е годы расшифровали генетический код человека, но лишь сейчас технические средства в виде высокопроизводительных процессоров и сверхплотных накопителей позволяют воспользоваться этим открытием для взаимодействия с генетической информацией человека. Практический опыт применения таких технологий накоплен тоталитарными сектами (которые в действительности являются исполнительными структурами теневого капитала), до этого использовавшими гипноз и другие способы населить мозг сигнальной информацией, электрошок, наркотики и психотропные препараты, секс и пр. Человек может игнорировать внушение, но перед самовнушением, которое стимулируют интерактивные технологии, он бессилен. В истории уже был случай, когда секта переросла в диктатуру мирового значения, опираясь на информационную технологию в виде газет "Искра" и "Правда".
Начальный этап интерактивного внушения — видеокомпьютерные игры. Наполнена насилием и сексом игра Dreamweb: сны людей подчинены некоему энергетическому образованию и некие люди хотят лишить человечество снов. Игра Doom — настоящее проявление "мортидо" (инстинкт смерти по фрейдистской терминологии). Игра Ghosts выглядит как интерактивная энциклопедия привидений, которую не рекомендуется смотреть людям со слабыми нервами. Игра Disk World - о школе магов в магическом мире, отвечающем древним географическим представлениям человечества: он плоский и опирается на слонов, стоящих на черепахе. Игру Quarantine психологи обвинили в том, что она переделывает законопослушных граждан в опасных психопатов и садистов, потакая самым низменным инстинктам. Но это реальность, которую приходится учитывать даже в системе образования.
Первые же попытки перевести на CD-ROM стандартные учебные курсы обнаружили минимум эффекта при максимуме затрат. В то же время элементарное художественно-сценарное решение обучающей видеоигры для третьеклассников "Кармен из Сан-Диего" ощутимо форсировало учебный процесс. Чтобы отыскать красавицу-цыганку, прячущуюся в самых отдаленных уголках земли, нужно ответить на массу вопросов по географии. Интересно, что продукт Carmen Sandiego был полуподпольно инкорпорирован в школьную практику молодыми преподавателями и в короткое время завоевал популярность. Очевидно, CD-видеокурс "Образцовый слуга" с похождениями князя Александра Меньшикова сейчас актуальнее CD-ROM, содержащих энциклопедию "Британника".
У сект есть психотерапевтическое качество: они способствуют поиску контакта между людьми, решают проблему одиночества и тем привлекают. На Западе разумной альтернативой стала видеослужба знакомств: претендент записывает на видеокассету то, что считает выигрышным в себе; эти кассеты поочередно просматриваются другими клиентами в спокойной домашней обстановке. Но видеокассеты морально устарели, не обеспечивают скорости поиска, их классификация неудобна, поэтому стоит задача перехода видеослужбы знакомств на CD-ROM с возможностью трансляции их содержимого абоненту по телефонной сети.
Электронный рай
"ТКТ" поддержал дискуссию о перепрофилировании вещательных ТВ-трактов под передачу мультимедиа-данных (в том числе полицейского характера), обязательное ТВ-наблюдение в производственных и служебных помещениях и многое другое. Эти публикации
встретили понимание в наших компетентных организациях. Но они нашли понимание и зарубежных специалистов. В июле Москву посетил associate professor кафедры радио и телевидения Морхедского университета (шт. Кентакки) Dr Michael Biel, специалист по индустрии компакт-дисков. Он ознакомился с материалами "ТКТ" и рассказал, что в США пошли гораздо дальше в области тотального просвечивания. Офисы оснащаются телекамерами наблюдения на основании федерального законодательства. Более того, в США подготовлен фундаментальный закон, ставящий под полный контроль абсолютно все, что не касается законопослушной частной жизни американцев. Американские СМИ вместе со своими подписчиками включаются в розыск преступников —это похоже на облаву. Впрочем, профессор отдал должное нашим приоритетам. Речь о проекте телевизионной игры на основе детектора лжи (точнее, звукового анализатора голоса). В № 3 "ТКТ" за 1995 г. предложены теледебаты, во время которых зрители по индикатору видят, правдив ли выступающий, отвечая на вопросы. ФБР пока не додумалось до такого, но наверняка воспользуется ценной мыслью. Развитие этой темы в том, что каждый баллотирующийся на должность политик или чиновник обязан будет иметь CD-ROM, с полной биографией и видеоинформацией (включая кадры хроникальной кино- и телесъемки) о себе, причем информация о частной жизни и бизнесе тоже должна содержаться - в закодированном виде; данные для этого CD-ROM поступают из всех возможных источников.
Средства, которые уже в будущем году высвободятся в результате нейтрализации преступного мира, достанутся науке и медицине, что сулит Америке "электронный рай". Пока что принятие закона сдерживается плотным сопротивлением американской мафии (в России о законе неизвестно также из-за контроля мафии над информационными каналами). Однако есть надежда разрешить эту ситуацию в 1997 г. путем конвергенции преступной деятельности. Конвергенция — это возникновение сходства в строении и функциях у далеких по происхождению групп организмов в процессе эволюции. В информационном обществе это возможно, поскольку оно структурировано для высвобождения людской энергии в созидательных целях.
В некоторых тюрьмах США есть профессионально оснащенные телестудии, позволяющие снимать телефильмы и транслировать их по кабельной системе. Руководство тюрем официально объясняет это тем, что среди заключенных немало талантливых людей, чьи шоу-программы очень любопытны, а также тем, что студия позволяет получить заключенному профессию для кино и ТВ. Такая практика основана на предназначении мультимедиа — аккумулировать уникальные знания, в том числе специфические. В России underground выйти в эфир всегда мог только незаконным путем — законные возможности были навечно закреплены за элитой. В годы застоя "радиохулиганы" пытались, выходя в эфир на самодельных передатчиках, стать творцами — дикторами, звукорежиссерами, музыкальными редакторами. Потом видеопираты открыли студии кабельного ТВ. А теперь, по данным ГУОП МВД, собирается "общак" для участия в выборах через телевидение. Уголовный мир в конечном счете явил прямую аналогию официальному телевидению. Беззаконие и криминальный уклад в российских СМИ и вокруг них стали темой слушаний, совместно проведенных Судебной палатой по информационным спорам при Президенте РФ и Союзом журналистов России 15.06.95 г. Вот фраза из рекомендаций, выработанных по результатам слушаний: "Свобода массовой информации все чаще понимается как беспредельная свобода средств массовой информации".
Преступный мир накопил колоссальные информационные ресурсы и имеет инфраструктуру, напоминающую телевидение. Современная телекомпания - это убийства из-за передела эфира, криминальная природа рекламных денег, финансирование телепередач бандитами, сутенерство как составляющая кадровой политики, неформальные связи с правоохранительными органами и властью, укрытие доходов. Современный уголовный мир — это неформальные связи с правоохранительными органами и властью, "корреспондентская сеть", жесткие механизмы соблюдения неписанных законов, строгая иерархия, добывание и "выбивание" информации, люди с яркими талантами, деньги, международные отношения, богатый материал для телепередач. Благодаря правонарушителям возникла индустрия наблюдательного и охранного телевидения, постепенно переходящая в категорию вещательного, а также практикующая запись телепрограмм на жесткий накопитель с целью быстрого поиска нужных кадров - прототип CD-ROM.
Было бы неверно понимать мотивы легализации криминальных информационных ресурсов как элементарный доход с тиража CD, раскрывающих механику современных преступлений (финансовых и пр.), который превысит доход от самого преступления, сведя к нулю риск. Есть странная закономерность: финансирование производства CD-ROM слишком часто идет из источников явно не рабоче-крестьянского происхождения и в неограниченных суммах, что говорит о заинтересованности в получении дивидендов не только в денежной форме. Но и будучи построенной полностью на "хозрасчете", экономика мультимедиа также не укладывается в привычные категории.
Экономический рычаг
Никто не знает, сколько денег оборачивается в сфере новых информационных технологий, причем самыми экзотическими маршрутами. В примере с интерактивным телефонным сексом извлечение прибыли, по мнению экспертов, возможно двумя способами. Либо она образуется за счет разницы между суммой, которую концерн "Ростелеком" платит за разговор с заграницей, и суммой, взимаемой за разговор с клиента. Либо в определенный момент телефонный звонок перехватывается и направляется на московский телефонный номер-автоответчик (в газетах номера стран Центральной Америки, Гонконг и т. п., трафик с которыми минимален и звонок перехватить легче).
Если учесть, что объявления о телефонном сексе содержат фразу: "Вы оплачиваете только международный разговор", а в редакциях газет избегают называть заказчиков этой рекламы, то в любом из этих случаев основную прибыль получает кто-то в Москве.
Влияние и богатства средневековой инквизиции — ничто перед возможностями нарождающейся CD-инквизиции. Тестирование сотрудников при приеме на работу в фирмы стало теневой индустрией, где закрутились (не облагаемые налогом) большие деньги. Финансовую подоплеку имеет тестирование детей при приеме в школу. В Прибалтике для госслужащих проводится тест на незнание русского языка с помощью детектора лжи: испытуемому дают прочесть текст на русском языке с оскорблениями в его адрес, и если полиграф отреагирует, значит испытуемый знает русский язык, а это плохо. Но для более изощренных испытаний текста недостаточно —
нужна серия тестов, которую вместит только CD. Многие игры на CD подходят в качестве тестов - например мультимедиа-головоломка The 7th Guest. Игра Voyeur, где игрок выступает в качестве частного детектива, неплоха при тестировании на эту специальность. Программы тестирования, хотя и негласно, не имея надежной правовой основы, но распространяются. Специалистам по тестированию доверено уже такое количество тайн, что их жизнь в опасности. Все это предопределило появление CD-ROM с тест-программами на основе генетической информации и циклов биоритмов — к тому же тестирование в интерактивном режиме обеспечивает абсолютную достоверность.
Выше говорилось о прибылях самодельных компьютерных игровых автоматов. Но достаточно выгодны и установленные почти на каждом вокзале "медицинские диагностическое пункты" на базе допотопных РС. Как правило, это примитивные программы тестирования, но привлекательные цветной графикой и анимацией - так или иначе, они подготовили население к медицинским CD-ROM.
Если же говорить об экономическом эффекте мультимедиа в государственном масштабе, то в России начата необъятная работа по переводу массивов текстовой и видеоинформации в цифровую форму — это принесет невиданный экономический эффект за счет концентрации в нужный момент всей совокупности данных, а не утомительного поиска разрозненных отрывочных сведений, как прежде.
Гиперсреда спасет мир
Один из аналогов мультимедиа — "черная дыра". Это тело со столь мощным тяготением, что его не может покинуть ничто, даже свет. Она невидима, и обнаружить ее можно лишь по необычному поведению материи в ее окрестностях. Из такого тела однажды возникла Вселенная. Через 5 мин Вселенная достигла размеров грейпфрута, теперь она бесконечна — так же развивается и мультимедиа. Скорость процессоров Intel удваивается каждый год, так же быстро растет емкость CD, день ото дня совершенствуется процесс оцифровки живых персонажей. Мы специально не приводим цифры о количестве продаваемых в СНГ дисков и приводов, их характеристики — к моменту выхода журнала все изменится в геометрической прогрессии (впрочем, в последующих материалах на эту тему будут присутствовать такие данные при освещении конкретных вопросов). CD впитывают весь накопленный человечеством опыт во всех областях и их пересечениях. Приведет это и к гениальным озарениям, и к опасным сумасшествиям: и без мультимедиа человеческая голова — источник повышенной опасности. Высвобождение такого количества информации в сознании вызовет подобие ядерной реакции. По закону развития информационных систем формируется "информационная копилка" (можно сказать — "информационный насос"), снобистски производя естественный отбор информации — вплоть до арсенала спецслужб. Человечество веками отбраковывало информацию, оставляя самую актуальную и ценную, - в результате был прогресс. Теперь темпы отбраковки ускоряются буквально на глазах — собственно, мультимедиа изначально ознаменовывало неимоверное ускорение процесса поиска нужной информации, это же было первоначальной задачей CD-ROM.
Важность предмета такова, что даже в смутное время власти финансируют мультимедиа-технологии (статью о Российском мультимедиа-центре см.: ТКТ. 1995. № 8 ). Мы отстали в техническом обеспечении мультимедиа, но неверно понимать "информационные технологии" только как "железо". "Идея, овладевшая массами, становится материальной силой", — сказал специалист по мультимедиа-тактике начала века В. И. Ленин, указывавший в анкете: "профессия — журналист". Мы самая читающая нация, а компьютерная игра, например, жанра quest — целое литературное произведение, сразу с несколькими запутанными сюжетами и характерными персонажами.
Присущ, хотя и по-разному, мультимедиа-стиль многим тележурналистам — это Дмитрий Дибров, ведущий программы "АЯ" Кирилл Набутов, ведущий программы "Версии" Сергей Доренко, ведущая московского телеканала "МТК" Лариса Кривцова. В области программного обеспечения, нестандартных подходов, сценариев и идей для мультимедиа, а главное - в области высоких технологий для пользовательских интерфейсов есть шанс на прорыв. Сказано же в Евангелии: "Хромые первыми войдут в рай". А. П. БАРСУКОВ, журнал "ТКТ", 1995, № 11

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.