вторник, 14 февраля 2017 г.

РАСТЁТ ВЕРОЯТНОСТЬ VIP-АВИАКАТАСТРОФ

Топ-менеджеры различных бизнес-направлений очень хорошо защищены. К их услугам многочисленная охрана, лучшие медики, высококлассные кулинары. Но есть одна "ахиллесова пята" (которая отчасти оправдывает их "золотые парашюты" и сверхдоходы) - необходимость летать на самолётах. Потому что если представитель элиты хочет остаться "в обойме" он вынужден лично решать сложные вопросы, присутствуя на встречах и мероприятиях в других городах и странах. Но что такое самолёт, даже самый надёжный, с точки зрения элементарной физики? Всего лишь хрупкая скорлупка, болтающаяся высоко в грозовых тучах. Разрываемая множеством разнонаправленных векторов силы. Подчиняющаяся "теории отказов" ежесекундно стареющих узлов и механизмов. Подверженная атмосферным катаклизмам, метеоритным дождям и падающим кускам космического мусора. Но самое страшное - зависящая от всё более иррационального "человеческого фактора".

Джон Толкин может считаться писателем скорее не из-за таких произведений, как «Хоббит» или «Властелин колец», а из-за приписываемой ему мысли: "На войне самое страшное не фашисты и не коммунисты. На войне самое страшное - это самолёт". А ведь война-то никуда не делась. Доказательством этому служат соцсети, которые переполняются восторженными откликами на каждую авиакатастрофу, в которой погибают мало-мальски известные люди. Радуются этому "диванные войска", к которым принято относиться с пренебрежением. Однако, нет никаких сомнений в том, что именно солдаты "диванных армий" в реальной жизни совершают немало мелких диверсий: разбрасывают саморезы на автомобильных трассах (автовандалы), раскидывают отраву для собак (догхантеры) и т. п. Вот и "обратная связь": совокупность этих пакостей так или иначе отражается, в числе прочего населения, на пилотах и авиамеханиках, увеличивая тем самым аварийность в авиации.

Вспомним фильм "Экипаж" (имеется в виду "настоящий", с Александрой Яковлевой). Благодаря содержанию 2-й серии его называют "фильм-катастрофа", но настоящая катастрофа происходит там в 1-й серии, где члены экипажа страдают от различных бытовых неурядиц, и в итоге это вылилось в конфликт, который поставил под угрозу спасение самолёта. Однако, те неурядицы - мелочь по сравнению с сегодняшними. Современные авиаторы (наряду с остальным населением) подвергаются в совокупности чудовищному стрессу из-за таких бытовых проблем, как прогнившее ЖКХ, скандалы в ТСЖ и СНТ, поверка водосчетчиков, непрерывно растущие тарифы, автомобильные пробки, телефонные рекламщики, кадастровые оценки, омерзительные новости и тошнотворные сюжеты из радио и телевизора, обозлённые и агрессивные сограждане. Но настоящая катастрофа - навязываемая цифровизация с её электронными платежами и сопутствующие ей беды в виде взлома банковских карт, хитростей мобильных телефонных операторов, "ошибок" налоговиков и т.д. Сказывается ли всё это на нервной системе лётчиков и механиков - риторический вопрос. Организм, подвергающийся такому стрессу, вполне может давать сбои, характерные для болезни Альцгеймера, рассеянного склероза, болезни Паркинсона и слепоты. И после этого - за штурвал или за проведение регламентных работ в самолёте? Чтобы в итоге комиссия, расследующая авиакатастрофу, констатировала в отчете, что причиной послужила "ошибка пилотирования" либо "неисправность оборудования".

Кстати, о регламентных работах, профилактике и техобслуживании. В советское время были случаи, когда инженер-эксплуатационщик получал для протирки контактов спирт, но употреблял его для приготовления настоек, а контакты чистил обычным ластиком, в результате чего серебро с контактов стиралось и аппаратура "глючила". Сегодня очевиден научно-технический прогресс: "экономят" на драгметаллах применяемых в изготовлении космических двигателей. Это - результат тотальной безнаказанности, ставшей следствием "гуманизации" законодательства, когда декриминализуют довольно серьёзные виды преступлений. Но ведь всё взаимосвязано. Как, например, отреагирует нервная система какого-нибудь сотрудника, обслуживающего полёты, если его ребёнка безнаказанно изобьют на улице? Могут возразить: что такая взаимосвязь слишком уж надуманна - как в известном рассказе «И гря́нул гро́м» Рэя Брэдбери о том, как раздавленная бабочка повлияла на ход истории. Однако, если перечитать концовку этого рассказа, то видно, что Бредбери предсказал избрание Дональда Трампа.

Ошибки пилотирования, как считают эксперты, привели к следующим авиапроисществиям. Катастрофа Як-42 под Ярославлем, 2011 г.: погибла хоккейная команда «Локомотив». 2008 год: в Перми при заходе на посадку разбился самолёт «Боинг-737», среди погибших - генерал Геннадий Трошев. Среди жертв авиакатастрофы с Boeing 737-800 в аэропорту Ростова-на-Дону оказалась глава негосударственного пенсионного фонда «Роствертол». Над Истринским водохранилищем в 2015 году столкнулись вертолет Robinson 44 и гидроплан (гидросамолет) Cessna 206; среди погибших - чемпион мира по мотопланерному спорту Вадим Бухтияров, управлявший вертолётом.

Помимо авиационных техников, нередко в авиакатастрофах повинны и другие наземные службы. Авиакатастрофа над Боденским озером в июле 2002, в результате которой погибли 52 ребенка и 19 взрослых - пассажиры и экипаж Ту-154М «Башкирских авиалиний» и грузового Boeing-757 произошла из-за халатности авиадиспетчера компании Skyguide. Катастрофа Як-40 в Шереметьеве 9 марта 2000 года: погибли глава группы "Альянс" Зия Бажаев и журналист Артем Боровик, президент холдинга «Совершенно секретно»; математическое моделирование аварии выявило, что крушение вызвано обледенением. Брат президента Дагестана Магомедсалама Магомедова погиб при жесткой посадке Ту-154 «Авиалиний Дагестана», причиной которой назвали некачественное топливо. Глава нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери разбился при взлёте во `Внуково из-за ошибок аэродромных служб.
С нервной системой пилотов связана еще одна причина авиакатастроф: "Самоубийство пилота" - так называется статья в Википедии, приводящая статистику таких катастроф. Один из доказанных случаев - пилот разбившегося Airbus A320 28-летний Андреас Любиц совершил самоубийство, намерено направил самолет в гору. Но сколько недоказанных случаев, когда эксперты приходят к выводу, что причину авиакатастрофы установить не оказалось возможным, но есть подозрение на самоубийство пилота (не всегда, правда, из-за боязни судебного преследования высказываемое экспертами публично). Да и причины самоубийств пилотов не всегда поддаются рациональному объяснению - исключая такие очевидные вещи, как идеологические соображения (как у японских камикадзе) или шантаж. И когда сработает "выключатель" в голове пилота - никому не известно (если только некто не отдаёт пилоту такой приказ).

Что касается внешних воздействий на самолёты, то было время, когда СМИ пестрели сообщениями о том, что злоумышленники лазерными указками ослепляют лётчиков пассажирских самолётов. Здесь всё зависит от того, как правоохранительные органы отслеживают специфику технического творчества. Потому что самодельщики способны на многое. Вот, например, репортаж Мэтью Прайса, (Би-би-си, Газа) от 12 мая 2006 г., "Как в Газе готовят смертоносные ракеты" :
Крыша этого дома покрыта рифленым железом, защищающим как от беспощадного солнца, так и от всевидящего ока израильских самолетов-разведчиков, которые ищут как раз то, что мне довелось увидеть в этом доме.
А увидел я здесь мастерскую по изготовлению ракет и трех человек в масках. Это - главные мастера.
Все они - члены группировки "Бригады мучеников Аль-Аксы", связанной с партией ФАТХ и соперничающей с радикальным движением ХАМАС, которое сформировало палестинское правительство...
Перед ним на белом пластиковом садовом столе лежит металлическая труба со стабилизаторами. Длина ее примерно один метр, а диаметр - около 15 см.
Тут же - заостренная металлическая болванка, по форме напоминающая артиллерийский снаряд. В нее закладывается взрывчатое вещество.
Сначала палестинские "мастера" почти полчаса смешивали бытовые химикаты.
Для их размельчения они пользуются обычной кофемолкой.
Затем они добавили в эту смесь немного воды из пластиковой бутылки и тщательно перемешали. У меня было такое чувство, будто я нахожусь на уроке поварского искусства.
Затем они эту смесь нагрели. Когда включили газ, я непроизвольно отпрянул.
"Это не опасно, не бойся", - спокойно сказал "шеф-повар".
Затем они влили эту смесь - ракетное топливо - в длинную трубу, начинили взрывчаткой боеголовку и прикрутили ее к ракете.
Напоследок спрыснули свое изделие черной краской из баллончика... Даже такие примитивные ракеты несут смерть. В этом году, по данным израильских военных, от разрывов самодельных ракет погибли двое израильтян... 

В этой связи логичными выглядят ограничения, вводимые в России на эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов. Потому что ракета - это, в известном смысле, тоже беспилотник, и даже терминология и инфраструктура во многом схожи.

ПРИЛОЖЕНИЕ. В моей статье в журнале "ТКТ" № 8 (на стр. 33) за 2004 г.   описан лазерно-телевизионный прибор российского производства для предупреждения столкновения с препятствиями при пилотировании вертолётов: ЛЭП, антенны, растяжки ретрансляторов. Ниже приводится краткая статистика крушений вертолётов и других ЛА по причине столкновений с проводами и другими предметами.  Эти столкновения помог бы предотвратить упомянутый прибор.
28.04.02 влиятельный политик, губернатор Красноярского края Александр Лебедь погиб (и с ним 7 человек), когда его вертолёт зацепил линию электропередачи. 28.07.07 в Воткинское водохранилище упал Robinson-44 зацепив ЛЭП  - погибли 3 взрослых и 2 ребёнка. 21.10.07 в Кемеровской области директор металлоторговой компании из г. Новокузнецк КРАСО Олег Соснин и еще 3 человека погибли в катастрофе вертолёта MD-600, задевшего винтом за берёзу; 11.11.07 в ходе ледовой разведки на реке Вымь при столкновении судна на воздушной подушке с торосом погибли начальник Главного управления МЧС по Коми полковник Сергей Тишкин и старший прапорщик Панюков; 08.03.08 в Карелии при столкновении с деревом мотодельтаплана погибли 2 москвича-дельтапланериста; 26.05.08 под г. Челябинск грузовой АН-12 при заходе в темноте на экстренную посадку налетел на ЛЭП и сгорел (9 трупов); 27.06.08 в Серпуховском районе недалеко от г. Пущино разбился легкомоторный учебный спортивный самолет АН-2, зацепившись за верхний провод высоковольтной линии электропередачи (5 погибших); 30.06.08 в Судане грузовой Ил-76 разбился, зацепив за электрические провода (погибли гражданин РФ и 4 русскоязычных гражданина СНГ); 02.07.08 в Ленинградской области близ пос. Торковичи 4-местная Sessna задела за электропровода и рухнула на дно реки, пилот погиб; 27.12.08 в Приморье вертолёт "Еврокоптер" (Eurocopter ACS-350), низко летя над деревьями, врезался в сопку, пилот (бывший военный лётчик) и пассажир (крупный предприниматель, облетавший охотничьи угодья) погибли; 09.01.09 на Алтае совершая полёт на охоту полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин и еще 6 человек погибли в результате крушения вертолета Ми-171 (модификация Ми-8) компании «Газпромавиа» - лопасти хвостового винта зацепились за гору; апрель - в Тверской области разбился частный самолет СП-20081 - усовершенствованный Як-52 (выкатился за пределы ВПП, врезался в ограждение и опрокинулся в Волгу), погибли пилот – топ-менеджер МДМ-банка (39-летний банкир Бронислав Ермак) и пассажир; в Якутии при заходе на посадку АН-2 задел крылом ЛЭП и разбился - погибли 3 члена экипажа; вертолет Bell 407 разбился во время охоты, столкнувшись с деревом высотой 25 м (что было квалифицировано как "ошибка пилота") - погибли губернатор Иркутской области Игорь Есиповский и с ним еще трое; 01.08.09 на юге Франции погибли два российских планериста когда их планер наткнулся на электрические провода; 17.08.09 во время тренировочного полёта на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2009 над аэродромом "Раменское" под г. Жуковский столкнулись два истребителя СУ-27, в результате чего погиб командир пилотажной группы "Русские Витязи" полковник Игорь Ткаченко, а падение одного из истребителей на дачный домик вызвало гибель дачницы; октябрь - под г. Ростов-на-Дону легкомоторный самолет СП-25 задел крылом за грунт, один из двух погибших в авиакатастрофе - командир отряда милиции спецназначения ГУВД по Ростовской области полковник милиции Михаил Перов; под г. Минск при заходе на посадку разбился самолет BАе-125-800 российской авиакомпании "С-Эйр", погибли 5 человек, в том числе глава "С-Эйр" Марат Ромашкин, при падении самолета произошел "залом леса" на протяжении 250 метров: 2010 г.: под г. Смоленск в тумане при заходе на посадку зацепил крылом за верхушки деревьев ТУ-154, погибли 96 человек, в их числе президент Польши Лех Качиньский с супругой; 03.08.10 в условиях плохой видимости Ан-24 промахнулся мимо взлётно-посадочной полосы аэропорта Игарка - 12 погибших; август 2011, легкомоторный самолет разбился в Ленинградской области, три человека погибли, самолет вылетел из деревни Кусино, машина зацепилась за провода и свалилась в реку Тигода; март 2012, вертолет Bell 407,  упал в Волгу в районе набережной Гребного канала Нижнего Новгорода, зацепившись за линию электропередач; октябрь 2912, крушение сверхлегкого самолета SOKATA TB-20, производившего рейс из Днепропетровской области в Евпаторию, произошло в с. Черноземное Советского района, погибли двое братьев-бизнесменов, летевших на деловую встречу, и пилот. 26.12.2013 г. Ан-12 близ станции Батарейная при заходе на посадку в аэропорту «Иркутск-2» зацепился за склад обмундирования; 9 погибших. 20.11.2014. В Кстовском районе Нижегородской области, возле деревни Михальчиково, предположительно зацепив за ЛЭП, разбился частный вертолет "Еврокоптер", совершавший перелет Москва — Кстово; погибли пять человек. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.