воскресенье, 26 марта 2017 г.

Самодельная ветроэлектростанция из велосипедного электрогенератора

Бывают ситуации, когда, несмотря на малую мощность такой самоделки, она может сослужить неоценимую службу. Представьте, что вы на даче и у вас перебои с электричеством. А в это время разрядился мобильник, соседей рядом нет и, по закону подлости у вас случились приступ аппендицита либо нападение бандитов. Поэтому всегда под рукой нужен независимый источник электропитания, причем внешне такой, чтобы на него не позарились дачные воры. Вот тут-то маленькая неказистая "ветродинамка" и выручит. Причем даже в процессе её изготовления принесёт пользу - если с вами скучающий ребёнок, его можно занять техническим творчеством в виде сборки схемы и самой конструкции. Как раз такая была в своё время опубликована в советском журнале "Моделист-конструктор". В нашей стране продаются десятки тысяч велосипедов, укомплектованных электрогенератором и фарой. Очень редко, однако, этот электрогенератор устанавливается на велосипед – чаще всего, его вместе с фарой бросают в кладовку и забывают о нём. Это и есть экономический феномен под названием «омертвление капитала». Большой мощности такой генератор выработать не сможет, но учитывая, что при продаже велосипеды всё равно комплектуются этими устройствами, лучше пусть они работают на даче, запитывая небольшое устройство - например, постоянную подсветку в каком-то месте, куда нерационально тянуть электрический кабель. 
К велосипедной динамомашине нужно добавить бронзовую насадку. Необходимо насадить упорный подшипник № 8100 так, чтобы его наружное кольцо плотно село на шейку корпуса. Вращаться вместе с валом должно внутреннее кольцо. Оно слегка поджимается насадкой, жестко закрепленной на валу.
Крылья ветряка дюралюминиевые. Они состоят из трех тяг и шести лопастей. Тяги симметрично надеваются на шпиндель насадки и привинчиваются фрикционным шкивом велогенератора. Лопасти соединяются с тягами с помощью болтов МЗ. Все соединения контрятся дополнительными гайками.
Тяги ветряка можно изготовить из стальных полосок или деревянных реек размером 12 × 20 мм, лопасти заменить фанерой или картоном. Картон предварительно нужно прокипятить в смеси из 80-75 частей олифы и 20-25 частей канифоли, после чего хорошо просушить в духовке или теплой печи. При этом достигается водостойкость и значительно повышается прочность изделия. Крылья устанавливаются под углом 40-45°, а сам велогенератор прикрепляется имеющимся у него хомутом к шесту таким образом, чтобы его крылья были ориентированы на ветер.
Велогенератор работает на зарядное устройство. Переменный ток, вырабатываемый генератором, выпрямляется с помощью диодов и поступает на зарядку элементов типа Д-0,2, составляемых в батарею (напомним, что в журнальной статье фигурируют компоненты советского времени). Выпрямительные диоды можно взять любые, с током не менее 100 мА. Здесь подойдут диоды Д7А-Д7Ж, Д206-Д211, ДГЦ27. Для сглаживания пульсации можно поставить параллельно клеммам выпрямителя электролитический конденсатор емкостью 90-100 мкФ.
Продолжительность процесса зарядки аккумуляторов зависит от величины напряжения, даваемого велогенератором, что, в свою очередь, определяется силой ветра. Поскольку силу ветра определять менее удобно, чем напряжение, то в схему монтируется небольшой вольтметр со шкалой до 10 В. Важно отметить, что приведённая здесь электрическая схема достаточно устарела, поэтому, изготавливая самодельный зарядник для гаджетов (в частности, смартфонов), необходимо дополнительно изучить рекомендации специалистов.
Касательно самой конструкции ветряка добавим, что, возможно, описанная в журнале не совсем удачна. Имеется в виду горизонтальное расположение оси электрогенератора. Подумайте о вертикальном её расположении. Так, в одном из рассказов писателя Александра Казанцева описано, как полярники изготовили лопасти из разрезанной пополам железной бочки, скрепив получившиеся половинки на вертикальной вращающейся оси. Примерно так же изготовлены лопасти ветромобиля (см. http://2004tkt.blogspot.ru/2016/02/blog-post_12.html )


Еще больше информации на данную тему содержит телеграм-канал «Человекоподобные роботы: технологии и рынки».

РЕТРОСПЕКТИВА

Новые аккумуляторы для телевидения. 10.07.97 г. в офисе фирмы InnCo Opto Ltd. состоялся семинар по новой продукции компании I.D.X. Основной темой доклада представителя компании была аккумуляторная батарея Lithium Ion NP-L40. Данный аккумулятор, будучи по многим эксплуатационным параметрам адекватным существующим на рынке, все же имеет ряд ощутимых преимуществ. В первую очередь, NP-L40 без дополнительных условий развивает мощность на 50% больше, чем Nuckel Cadmium NP, а также показывает более выгодное соотношение стоимости к количеству ватт-часов. Встроенная электронная плата управляет зарядом и разрядом аккумулятора. Шестиуровневый индикатор состояния отмечает процесс заряда: 20, 40, 60, 80, 100%; кроме того, индикатор предупреждает о разряде до уровня ниже 10%. Аккумулятор избавлен от "эффекта памяти" и перед процессом заряда не нуждается в предварительном разряживании.
Масса NP-L40 составляет 390 г. Это означает, что используемые совместно два NP-L40 при меньшей массе обеспечат на 30% большую мощность, чем более тяжелые и громоздкие NiCd-батареи. Прочие характеристики: вольтаж — 14,4 В; емкость — 40 Вт х ч (14,4 В х 2,8 А х ч); рабочий диапазон температур — (-)10-(+)50°С; габариты — 185 х 72 х 25 мм. Предусмотрена защита от ряда экстремальных электрических режимов.
На семинаре были представлены также зарядные устройства, блоки питания и другие принадлежности для телевизионных съемок; изготовитель — компания I.D.X. А. Барсуков, журнал "ТКТ" № 10, 1997 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.