среда, 17 февраля 2016 г.

BPM-форум «Миссия выполнима 2016» пройдет 7 апреля

Основная тема форума — подходы к трансформации управления корпорацией с использованием технологических и управленческих инноваций.
Ключевой докладчик форума — профессор Август-Вильгельм Шеер, основатель Scheer GmbH. На форуме профессор расскажет о концепции Industry 4.0 и способах ее практической реализации. I4.0 — это новые способы организации промышленных предприятий, порожденные четвертой промышленной революцией, новые технологии (в т.ч. интернет вещей и аддитивное производство), новые бизнес-модели для традиционных предприятий. Эти вопросы были основной темой дискуссий на давосском экономическом форуме в январе этого года.

Еще больше информации на данную тему содержит телеграм-канал «Человекоподобные роботы: технологии и рынки».

РЕТРОСПЕКТИВА

Выставка «Мотор Шоу-2002» подтвердила курс ведущих автоконцернов на создание «умного автомобиля». В этом и есть главная конкуренция росавтопрому, слабая «электронизация» которого составляет для него проблему № 1, а вовсе не отвинчивающиеся гайки, на чем зациклились многие СМИ. Плохо ли, хорошо ли завинчены гайки, автомобиль всё равно остаётся самым массовым орудием убийства — причем, чаще всего, самыми худшими самых лучших. Доказательством этому служит то, что в день открытия «Мотор Шоу-2002» был задавлен насмерть выдающийся советский писатель Михаил Чулаки.
Разработки, позволяющие отстранить человека от управления автомобилем, заменив его автоматикой (как это сделано на океанских лайнерах, чтобы не повторять судьбу «Титаника») хорошо известны. Но насколько подготовлен к освоению этих разработок массовый автомобиль? Пока что передовая автомобильная электроника ассоциируется у массового потребителя с качественным звуком и воспроизведением видео с DVD-устройств, совмещенных с навигационными средствами. На первый взгляд, всё это далеко от подлинной роботизации автомобиля. Однако, всё в большей и большей степени инсталлируемые в салоны автомобилей агрегаты содержат узлы, основополагающие для робототехнических систем.
Например, узел сменной памяти, выполняемый для автомобилей в виде чейнджеров компакт-дисков, с несколькими моделями которых познакомила выставка. 12-дисковые СО-чейнджеры выполняются устойчивыми к толчкам и вибрациям на основе ударостойких механизмов со свободно плавающей системой подвески, могут быть установлены под углами 45 и 90 градусов, снабжены системой коррекции ошибок считывания дорожки и обеспечивают быстрый доступ к диску. Появились и DVD-чейнджеры на 10 дисков с ИК-управлением (на рис. 1 — чейнджер фирмы Kenwood).
Подобные чейнджеры станут неотъемлемой частью автомобильного оснащения, судя по росту числа специализированных компакт-дисков дорожного назначения. Созданием таких дисков занимаются фирмы, традиционно специализирующиеся на автоэлектронике. Например, на рис. 2 показана сеть, создаваемая фирмой Clarion для навигации по Европе: диски, наряду с картой маршрута, содержат информацию об отелях, ресторанах, заправках и пр. В России сейчас тоже создаются электронные карты населённых пунктов, но пока не слышно, чтобы эти карты были интегрированы в систему автомобильной навигации и причиной тому, скорее всего, то, что в нашей стране отсутствует концепция всесторонней роботизации дорожного движения, в рамках которой бортовой компьютер автомобиля находится полностью в курсе дорожной обстановки — как на дальнем, так и на ближнем расстоянии от него.
Новинки в этой области представила фирма Pioneer: навигационные DVD-устройства Cyber Navy. В навигационный блок вводятся данные о пункте назначения и система за несколько секунд рассчитывает 6 различных маршрутов его достижения (рис. 3). У водителя есть выбор из четырёх различных режимов навигации, включая разработанный фирмой режим обзора, дающий трёхмерное изображение лежащего впереди участка дороги. С устройством можно поддерживать речевой (англоязычный) диалог. Так, если во время поездки поступает предупреждение об образовавшейся впереди пробке, устройство предлагает другой маршрут, запрашивая у водителя подтверждение выбора.
Достаточно взглянуть на изображенные на рисунках электронные путеводители, чтобы понять, что и из-за них, а не только из-за DVD-фильмов конструкторы стремятся увеличить размеры автомобильных дисплеев. Размеры устанавливаемых в приборной панели видео/навигационных дисплеев достигли 8", а подвесных поворотных дисплеев — 10,4" (на рис. 4 — такой телевизор HDTV-1000 фирмы Prology) — хотя на выставке экспонировалась и установленная для пассажиров заднего сиденья 15" ЖК-панель, более подходящая для видеопоказа, чем 10".
Но 15" мониторы более подходящи и для навигации по электронным картам, что подтвердят любители компьютерных игр типа «стратегия», особенно, учитывая, что шоферу по электронной карте ориентироваться приходится в условиях тряски, когда символы подрагивают. Внимание лишний раз отвлекается, и, как следствие, растёт опасность аварий. Казалось бы, противоречие: зачем увеличивать детализацию электронных карт (например, указывая, в каком месте лучше съехать с незнакомого шоссе), если водителю читать их становится всё труднее, особенно, если зрение слабеет? Ответ может быть один: создаётся задел для того, чтобы в будущем электронный навигатор координировал работу не живого, а электронного же водителя.
Обработка навигационных компакт-дисков — это, по сути, компьютерная функция. И действительно: компьютерные гиганты всё активнее осваивают богатый автомобильный рынок. Так, корпорация IBM подписала соглашение с фирмой Honda Motor на поставку устройств распознавания речи. Навигационную систему с распознавателем голоса запланировано встраивать в рулевую колонку новой модели автомобиля Honda, которая должна была поступить в продажу в сентябре. Водителю останется вести со справочно-информационной системой естественный диалог, спрашивая (и получая ответ человеческим голосом) об объектах по пути следования. Один из признаков роботизации автомобильных навигационных систем — функция самообучения. В частности, DVD-устройство Cyber Navy имеет встроенный кард-слот, благодаря которому можно скачивать на PC-карту информацию о совершаемой поездке, заносимую в базу данных и служащую впоследствии дополнительным ориентиром по маршруту.
Однако, развивать автомобильную компьютеризацию на основе одних только навигационных систем экономически не очень оправданно: электронная навигация в полном объёме работает только в условиях цивилизации (например, Cyber Navy позволяет пересечь всю Европу при помощи лишь одного DVD-диска), но таких областей на планете пока меньшинство. Поэтому конструкторы вспомнили об известном правиле, рекомендующем скорее рассчитывать не на достоинства человека, а на его пороки — точнее, на странное увлечение оглушать себя во время поездки «высококачественной» музыкой. Увлечение первобытное, но оснащения оно требует самого современного, характеризующегося скоростными цифровыми потоками и большими объёмами памяти. И вот, фирма Pioneer представила DEH-P900HDD — головное устройство с жестким диском 10 ГБайт, способном хранить до 200 часов музыки. Понятно, что одной только музыкой дело здесь не ограничится, поскольку фирма сразу же разработала для этого бортового компьютера программный пакет PC-Link Kit, позволяющий, в том числе, работать и с видео (рис. 5), превратив автомобиль в передвижную видеостудию.
Но забавы водителя и пассажиров с изображениями в данном случае не главное. Главное — чтобы с изображениями работали системы жизнеобеспечения автомобиля. Например, фирма Toyota сделала противоаварийное устройство на основе ИК-излучения, обнаруживающего пешеходов и транспортные средства, не видимые водителем, и показывающего их изображение на лобовом стекле; в дальнейшем фирма планирует совместить данное устройство с автоматической тормозной системой. Подобные устройства разрабатываются и фирмой General Motors и они уже работают в авто класса «люкс». К этому же виду устройств относятся разработанные фирмой Valeo радиолокатор для определения интенсивности движения и ультразвуковой прибор для парковки.
Рассмотренные технические средства базируются на т. н. «промышленных компьютерах» — классе оборудования, на развитие которого в нашей стране следовало бы обратить гораздо больше внимания, чем на завинчивание гаек в автомобилях. Конечно, нам доводилось сталкиваться с отечественными фирмами, утверждающими, что они занимаются промышленными компьютерами, однако о примитивности их уровня свидетельствует августовская катастрофа МИ-26, унесшая жизни 121 человека: если существовала инструкция, запрещавшая перевозку пассажиров, да еще в таком количестве, то её надо было ввести в вертолётный бортовой компьютер, который, при помощи соответствующих датчиков, должен блокировать запуск двигателей, зафиксировав нарушение этой инструкции. А причина всех бед — в непонимании термина «экосистема», взятого на вооружение западными высокотехнологичными компаниями и означающего направленность промышленных компьютерных технологий на нужды каждого конкретного человека. В этом смысле шедевром industrial-компьютеростроения можно считать придуманный фирмой Matsushita робот -унитаз, анализирующий содержимое внутренностей человека и сообщающий об отклонениях в организме, а также рекомендующий диету. Кстати, анализу состояния организма водителя за рулём компьютерные фирмы в преддверии замены человека-водителя на водителя-робота уделяют не много внимания — зато развивают всестороннюю дистанционную диагностику автомобиля. Так, IBM совместно с Peugeot начала внедрять Интернет -диагностику на всех удалённых сервис-центрах этого автоконцерна. 
Немного об AV-технологиях, призванных сделать путешествие более комфортным. Что касается звука, то насыщенность салона видео- и музыкальными приборами обязывает к тому, чтобы звуки от них не смешивались. На рис. 6 показана попытка фирмы Clarion организовать две независимые зоны прослушивания посредством подбора направленности звучания. Внимание уделяется и беспроводным сетям: так, чтобы AV-систему можно было прятать в недоступном для взломщиков месте в глубине машины, созданы выносные приёмники сигналов ДУ с расстояния до 5,5 м (фирма Prology). Фирма Lanzar выпустила серию беспроводных автомобильных аудио/видео приёмопередатчиков, работающих в диапазоне 2,4-2,4835 ГГц.
Игровые видеоприставки для недетских игр. Едва игровая приставка Sony PlayStation 2 появилась, стало ясно, что заложенный в ней потенциал выходит за рамки обычной видеоигрушки — правда, не было очевидно: а куда он выходит? Но сегодня, когда в мире продано более 30 млн этих устройств, выяснилось, что данная конструкция являет собой наиболее перспективный и универсальный терминал для интеллектуального сетевого взаимодействия. Для начала было решено, что пользователи PlayStation 2 будут обеспечены сетевой службой поддержки на базе разработанной в Кембриджском университете системы Metafaq, способной автоматически отвечать на вопросы, пришедшие по e-mail в ходе пробных испытаний система отвечала самостоятельно на 85% — остальные же 15% оказались делом её самообучаемости при помощи человека-консультанта.
Видеоигры интересны тем, что хотя их, с одной стороны, много, но, с другой стороны, проблемы игроков достаточно однотипны. Способность же Metafaq работать в условиях противоречивого сочетания однотипности и разнообразия одновременно и стала привлекательна настолько, что её готовят к дальнейшему использованию в двух одиозных областях: госучреждениях и медицине. В данном случае речь идёт о развитии системы электронного правительства в соответствии с запиской президента Буша, направленной в августе 2001 г. в Конгресс. Подсчитано, в частности, что роботизация того, что у нас эквивалентно распределению санаторно-курортных путёвок даст ежегодную экономию в 5 млн долл, а роботизация межведомственного обмена медицинской информацией даст ежегодную экономию 100 млн долл.
Но при чем же здесь видеоприставка? Она, сыграв свою роль на первом этапе обкатки Metafaq, должна, вроде бы, уступить место персональным компьютерам, через которые гражданин получит доступ к услугам электронного правительства. Однако, как показывает практика, ПК в силу, как ни парадоксально, своей универсальности оказался крайне неэффективной конструкцией, очень критичной к условиям сборки (в частности, российскими «брендами»). С другой стороны, посмотрим, что обещано заложить в видеоприставку PlayStation 3, выход которой намечен на 2005 г.:
— бюджет проекта составляет 6 млрд. долл;
— выполненный по технологии 0,1 мкм процессор Grid в 100 раз превысит скорость процессора Pentium 4 2,5 ГГц:
— жесткий диск 180 ГБайт;
— сетевой адаптер для высокоскоростного Интернет-доступа;
— память 512 МБайт с пропускной способностью 10 Гбит/с.
Более того: генеральный конструктор проекта г-н Окамота пообещал, что модели «б» или «7» PlayStation будут основаны на биотехнологии. То есть, видеоприставка, подобно многим игрушкам Sony, превратится в сетевую робототехническую видеосистему, взаимодействующую с человеком при помощи интеллектуальных алгоритмов.
Всё это очень обнадёживает, особенно после того, как пообщаешься с отечественными лохотронщиками, всерьёз величающими себя «капитанами российской компьютерной индустрии». Один из них не так давно заявил, что собираемые их фирмой компьютеры будут сообщать пользователю о своих неисправностях человеческим голосом. В том. что это блеф мы уверены потому, что наша редакция имела несчастье купить ПК их сборки и он, естественно, вышел из строя до окончания гарантийного срока, причем в гарантийном ремонте нам было отказано. На ближайшей же пресс-конференции, когда заведующие этой фирмой «компьютерные капитаны» соловьями разливались о своих успехах, мы (к восторгу многочисленных коллег-журналистов) аргументирование уличили их во лжи. Спесь с «капитанов» сразу слетела и последовали невнятные оправдания типа «может, тут какая-то ошибка» и « да мы делаем гарантийный ремонт всех узлов компьютера в обязательном порядке». Правда, тут же признали, что для этого горемычный владелец, ПК их сборки должен предъявить справки, что не ронял компьютер с вышки, не варил в кислоте, что на него не наступал верблюд, что не гималайский — и так далее. А причина тривиальна: высшие менеджеры большинства наших компьютерных фирм быстро почувствовали себя важными столоначальниками, для которых, по старой традиции, рядовой посетитель — это лох, которого грех не облапошить. Да, они могут собрать по блату (опять же, старинная традиция, свидетельствующая об отсутствии подлинного рынка) несколько высококлассных машин для кабинетов и квартир нужных государственных и муниципальных чиновников — а отбракованные в результате узлы поставят розничному лоху-покупателю. А далее — всё по Галичу: «Обличат и младенца во лжи...».
Грядущий кризис доморощенных компьютерных фирм запрограммирован ограниченностью их руководства, сделавшего ставку на примитивную (и, чаще всего, некачественную) сборку из иностранных, зачастую подозрительных, комплектующих такого доказавшего свою ущербность артефакта, как персональный компьютер. В нашей неанглоязычной стране «персоналки» используются, преимущественно, лишь на несколько процентов от волюнтаристски встроенных в них возможностей: видеоигры, набивка текста и тому подобные незамысловатые функции. Все остальные «навороты» лишь неоправданно поднимают стоимость ПК и, к тому же, резко снижают его и без того малую надёжность. В организациях же ПК не только не привели к устранению бюрократической волокиты, но еще и породили новый вид чиновничества в лице т. н. «IT-специалистов».
На этом фоне видеоприставки новых поколений выглядят всё более привлекательными — если рассматривать их в комплексе с перспективой развития интерактивного цифрового ТВ, а также с системами распознавания жестов и голоса для управления видеоиграми. Но управление видеоиграми — это только начальная фаза применения интеллектуальных интерфейсов, после чего, чуть развившись, они начнут работать как электронные референты, помогающие гражданам в общении с порталами электронных правительств. А. П. Барсуков, журнал "ТКТ", № 11, 2002 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.