пятница, 29 апреля 2016 г.

Бесплатный укрывной материал для грядок

Прозрачные пакеты, в которые запаивают сумки при входе в некоторые гипермаркеты, не стоит выбрасывать: ими при помощи колышков можно покрывать грядки как показано на фото. Другой совет дачникам: "подсевшая" батарейка еще послужит в качестве пробника наличия/отсутствия контакта (в выключателе, обрыв в удлинителе и т. п.). Просто к ней нужно добавить через гасящий резистор взятые из сломанной радиоаппаратуры светодиод или стрелочный индикатор. И еще: работа радиоприёмника на даче заметно улучшится, если его антенну соединить с металлической решеткой на окне домика. А что касается обрезки деревьев, то хорошо бы дождаться всеобщего разоружения, как об этом мечтал репортёр в фильме "Журналист". Тогда начнётся утилизация патронов, которыми можно будет зарядить скорострельный пулемёт, установить его на турели на высоте 2-2,5 метра и очередями ровно "сбривать" излишнюю растительность.

РЕТРОСПЕКТИВА

INTERNET & ROYALTIES: КОМУ, СКОЛЬКО И С КОГО. 17-18.01.96 состоялся семинар "Современные компьютерные и сетевые технологии. Неограниченные возможности для расширения мировых культурных и научных связей" (организаторы - Посольство Швеции, детский клуб "Компьютер", компания "Параграф Интернейшнл"), 26.01.96 прошла презентация II тома серии CD-ROM "Современное изобразительное искусство" Компьютерной коллекции искусства АРТИНФО. Поскольку зреет идея, что гипермедиа-искусство невозможно по двум причинам: во-первых, его невозможно творить, во-вторых, невозможно воспринимать, исследовательская фирма "Мультимедиа" комментирует семинар и презентацию применительно к реалиям СМИ.
Темы докладов семинара: "Сеть Internet. История и современные средства доступа", "Russia On-Line & Internet publishing", "Библиографические ресурсы Internet", "Машинный фонд русского языка в Internet", "Журнал Club'OK в Internet", "WWW-сервера. Решение от Apple Computer", "Язык SGML", "Internet. Метафора всемирной библиотеки", "Культурные сети Швеции и Северной Европы", "Internet и свободное информационное пространство Балтии", "Биология. Возможности сети Internet для научных публикаций", "VRML. Трехмерный Internet. Home Space Builder", "Реализация гуманитарного журнала электронными средствами на примере детского исторического журнала ТРОЯ", "Библейский компьютерный справочник. Лексическая поисковая система", "Лексические поисковые системы русского языка". Доклады на первый взгляд далеки от "625", однако, "под статью" мы сейчас их подведем.
NB. Общий пункт семинара, презентации и "625" виден сразу: 3-мерный Internet. Современное искусство - это и скульптура и ювелирные изделия: производство их фактурной электронной версии требует телевизионных технологий ("Де Бирс" разворачивает в России рекламную кампанию бриллиантов - наш ювелирный рынок на 96-й оценивается в $400 млн).
Перевод произведений литературы и искусства в электронную форму обнаружил правовую коллизию, связанную с ростом составляющей интеллектуального вклада тех, кто обрабатывает видео, аудио и текстовые данные и размещает их в сетях. Проблему регулирует закон РФ Об авторском праве и смежных правах, но в общем виде, не давая полной гарантии на положительный исход судебного разбирательства. И специалисты на семинаре ставили вопрос о закреплении соответствующей нормы. С деловой точки зрения требование обоснованное, но решатся ли власти его удовлетворить, понимая, что возникнут новые очаги напряженности (как было с альтернативной воинской службой)? Слишком тонкий предмет - гражданское право в информационных сетях. Возможна ситуация: после закрепления гарантий упомянутому кругу специалистов возникает профсоюз техперсонала телецентров и предприятий связи, и, по аналогии, требует смежных прав на создаваемые и транспортируемые по эфиру (элемент информационной сети) при их высококвалифицированном участии телепрограммы, и отчислений от авторских, постановочных, съемочных, швартовочных и т. п.
N.B. Отчасти ситуацию иллюстрируют мучения с программами исправления текстов. У средневековой инквизиции было эталонное исправительное ложе: если еретик был длиннее стандарта, ему отрубали ноги, если короче - растягивали цепями. Так же "Пропись" поступает с авторами, чей словарный запас отличается от ее. Очевидно, обработке аналогичными программными средствами подверглась "Ася" Тургенева, имеющаяся в Internet: впечатление такое, будто некто прочел "Асю", а затем по памяти воспроизвел. Но есть в Internet и "Ася", соответствующая оригиналу - ее готовил к "сетевому изданию" Евгений Пескин и, видимо, можно говорить о его copyright в "соавторстве" с Тургеневым.
"Параграф" на семинаре предложил бесплатное место на WWW-сервере для информации о некоммерческих проектах - их авторам это шанс. На презентации же прозвучало: художники боялись размещать работы на CD-ROM и в Internet - продукт может попасть не к потенциальному заказчику, а к конкурентам, либо к пиратам, которые украдут идею и даже работу целиком, печатая, например, открытки. Мир искусства напуган прецедентом прошлогоднего судебного решения: оправдан российский фотохудожник, заимствовавший у зарубежного коллеги изрядный компонент оригинальной работы. Ситуация же с независимой экспертизой, способной отстоять авторство, схожа с к/ф "Кавказская пленница": "Обратятся к родственникам. А родственники - это я". То есть, придет эксперт и резюмирует: "Цитирование - важнейший прием постмодернизма".
NB. Диапазон интересов потребителя изопродукции широк (на Арбате идут даже шкатулки, обклеенные "под Палех" картинками из иллюстрированных изданий), и для видеокомпьютерщиков рынок необъятен. Но, поскольку на Арбат торговать они не пойдут, а в широковещательный ТВ-эфир и полиграфию пробиться все труднее, Internet для них - перспективная "торговая сеть". Данное исследование отразило внедренческое поле вокруг 2-х встреч, но за год мы узнали много фирм, ведущих аналогичную работу и по другим направлениям искусства, культуры, техники, общественных и естественных наук, государственных интересов.
Художники о сетях думают образно ("Дуб - деревяшка, а соображает: корни пустил по всей роще") и, видя в них будущее арт-шоу-бизнеса, идут на риск и расходы. А Internet - способ сделать имя и взять "миллионный" барьер антикварных империй Sotheby's и Christies's (цены за одно произведение искусства остальных аукционных домов редко достигали миллиона). За размещение работы во II томе художник платил $5 (II том содержит 1057 работ 113 мастеров России, Молдавии, Франции и Израиля; в I томе было 1200 работ 155 мастеров России, Казахстана, Украины, Грузии, Азербайджана).
NB. Геополитический парадокс: республики могут сами организовать арт-серверы, однако, вопреки козням ЦРУ, пытающемуся посредством новых технологий усилить суверенизацию, тяготеют к Центру. Как пел квартет "Битлс", "Back in USSR".
С художниками согласовано звукооформление - важный фактор привлечения зрительского внимания к работе (в проекте участвовали Российская ассоциация электроакустической музыки и ее президент Эдуард Артемьев) - так, наш давний знакомый, художник Юрий Косаговский сопроводил свою живопись музыкой собственного сочинения. Изготовление диска стоило $25000, и основную финансовую нагрузку несет электронное издательство АРТИНФО (при техническом содействии ИТАР-ТАСС) в надежде на коммерческую отдачу в XXI веке. Но отдача зависит от комплексных решений - как раз применительно к подобным проектам рассмотрен финансовый алгоритм в исследовании "Лебединое озеро"..." (№ 2/96 "625").
NB. Преимущество аукционов в Internet перед Sotheby's и Christies's - сопряжение с математическими средствами, способными, не медля, пока пройдут годы, выявить коэффициент стабильности художника - показатель того, что "цена" художника (т. е. его работ) будет стабильно расти. Для художников это хорошо: их минует участь Ван Гога. Исподволь уже идет изменение правил "игры на разнице курсов".
АРТИНФО завершило первый технологический этап создания компьютерного банка современного искусства: отработка технологии сбора, хранения и распространения информации о произведениях современного изобразительного искусства путем издания CD-ROM и организации арт-серверов Internet. Главная задача II этапа - наиболее полно отобразить все виды, жанры и стилевые направления современного изобразительного искусства. И здесь сети готовят авторским правам очередное коварство. Мы не хотим никого обидеть, но даже шапочное знакомство с современным
изобразительным искусством подсказывает, что клиентами арт-серверов станут не только Sotheby's и Christies's а и фабрики текстиля, обоев, линолеума, упаковки и пр. Зачем платить дизайнеру, если основу рисунка можно, не выходя из цеха, заимствовать в сети, тем более, закон мягок (исследование "Copyright...", "625" №6/95)?
NB. Упомянутые фабрики, как пример теневой стороны сетевого арт-бизнеса, открывают причины ажиотажа вокруг прав на качественные электронные слепки произведений искусства: высок коэффициент индустриальной применимости, складывающийся из удобства систематизации и поиска (по ключевым символам), транспортировки (в т. ч. за пределы зоны реального контроля правообладателем), тиражирования и т. д. Мы видим имена людей, "въезжающих" в новый бизнес. Имена неслабые.
Правда, прямые перепечатки из сети негодны без "реставрирующего" ПО (это из области нейрокомпьютеров) - благодаря связистам. Машинные, декадно-шаговые, координатные АТС не планировались к перекачке буйства красок вкупе с музыкой, поэтому возник стандарт de facto: снижать качество "изо" ради скорости. Дело улучшит повременная оплата телефонов (квазиналог на интеллектуальную собственность: пускаешь в оборот информацию - плати пошлину с оборота), если выручка пойдет на развитие сетей, в т. ч. спутникового и кабельного ТВ, способных принять основной Internet-трафик, разгрузив телефонную сеть по аналогии с пейджерной связью. Кроме того, "повременка" близка к "золотой середине" в оценке интеллектуальной собственности, предусматривая квоту "бесплатного" времени: аналогично, законопроект о поправках к Закону США об авторских правах в таких средах, как Internet и интерактивное ТВ, признает преступлением нарушение авторского права (путем дешифрации) лишь на материалы, розничная цена которых выше $5000.
NB. Если отказаться от коллективной ТВ-антенны и радиоточки (информационно-культурная подпитка из которых поступает скудно), немалая доля ресурсов Internet "на дому" достанется как бы бесплатно.
Но повременная оплата ударит и по Internet: на дому много не поработаешь. Кто-то надеется, что работу с домашнего телефона оплатит фирма. Можем огорчить и их: если квитанции на оплату сверхлимитного времени будут разносить по почте, эти квитанции до абонента могут не дойти, учитывая постоянные погромы и поджоги почтовых ящиков в подъездах (та же судьба грозит Internet-оборудованию на лестничных клетках). Последствия жуткие: штрафы за неуплату, отключение номера и т. п. Поэтому фонд Сороса, стимулируя Internet, должен дать России такое средство связи, как бронированные ящики для почты.
NB. Надежнее с точки зрения комплексной безопасности в подъездах установить системы наблюдательного ТВ (есть проект ТВ-наблюдения в каждом подъезде силами жильцов). Здесь мы опять выходим на Internet:: одна из наших сетевых компаний организовала в Internet телеконференцию "Безопасность", где, в числе прочего, содержатся технические описания систем ТВ-наблюдения. Обсуждая расценки, стали считать каждый $ (хотя речь о каких-то десятках $$ в месяц): Internet в России пока не самоокупаем, и спонсоры ждут результатов, а не дополнительных затрат. Но, как отметил один участник семинара, он уже давно не наблюдает в сети научных открытий: их не публикуют из-за неотрегулированности сферы правоотношений (в частности, бытует опасение, что авторские свидетельства, выданные негосударственными структурами, постигнет судьба билетов МММ) - а ведь именно научные открытия привлекают многих спонсоров.
NB. Спонсоры - разные: Слава Бутусов рассказывал, как "спонсор" объяснил ему: "кореш, твоя жизнь стоит дешевле вот этого автомобильного зеркальца". Очевидно, чтобы в дальнейшем избежать таких эмоций "Наутилус Помпилиус" открылся в Internet, где ценители знакомятся с хроникой группы, фото и музыкой из альбома "Крылья".
Оцифровку драматургии (основного ресурса языка) ведут энтузиасты. Спонсоры же (их менталитету ближе язык суахили, а не русский литературный) на слова, что Internet совершит переворот в науке, резонно отвечают: Архимед просил гораздо меньше, а обещал перевернуть гораздо больше. Вот если бы "сетевой фонд" русской литературы помог раскрыть ее главную тайну: изменила-таки Наталья Гончарова Пушкину с Дантесом или нет? Отчасти инвесторы правы, чувствуя, что составители информационных массивов часто вводят, ориентируясь на собственный вкус, никому не нужные сведения, будучи незнакомы с основным законом информационной деятельности в формулировке Нобелевского лауреата Германа Гессе: "Для каждой мудрости приходит час, отменяющий ее значение".
NB. Мудрость Льва Толстого несомненна, но устарела за столетие - свидетельство тому "Хаджи-Мурат", на основании которого СМИ романтизируют чеченских боевиков. Актуальнее взгляд Роберта Шекли на такие вещи: конфликт чуждых цивилизаций, что предполагает либо аннигиляцию, либо взаимоизоляцию (рассказ "Безымянная гора"). Однако в последнее издание "Советского энциклопедического словаря", в отличие от Толстого, Шекли не включен редактурой - сегодня многие из тех же романтиков от информатики осваивают Internet.
Поэтому на семинаре задумались о критериях отбора данных для сети. Был назван критерий применимости. Критерий беспринципный. В сеть включены материалы гайдаровского Института ПЭПП (их демонстрировали на семинаре). Но Гайдар проиграл, значит, применимость его опыта - только в провокаторских целях? В 89-м Гайдар-ученый, выступая в Доме кино (автор этих строк присутствовал), сказал, что кооператорству в России повредил демонстрационный эффект от сверхдоходов кооператоров. Но Гайдар-премьер устроил сплошной демонстрационный эффект, хотя знал, что реакция на НЭП - 37-й год.
NB. Критерий применимости драматургии высок именно в сети - в звуковом виде. Парадоксально, но, платя за эффект присутствия, на видеоконференцсеансе до 80% сведений передают в звуке. Оборота в $1.5 млрд достигла в США индустрия книгоиздания на аудиокассетах: аудиофилиалы известнейших издательств выпускают до 100 названий в год - особенно удачна поэзия, модуляцию которой бумага передать не может. Зрительное восприятие уже перенасыщено, оно отбросит: "Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно: красавице платье задрав, видишь то, что искал, а не новое дивное диво". Это надо слышать в напевной декламации автора - Иосифа Бродского. "Колдовской монотон" - сказал о ней Сергей Юрский, голос которого вообще миллионам людей впервые дал ощутить силу рифмы.
В итоге, сервер Internet - это типичное СМИ (удобное в выходе на богатое зарубежье) с рекламными расценками, функцией public relation, юридическими казусами, заботой о привлечении подписчиков и надежных источников информации: текстовой, аудио, видео. Создан телевизор со встроенным Netscape Navigator и "мышью" - для домохозяек: и без клавиатуры они сделают в WWW все, что захотят. В России сети развиваются бурно, однако бессистемно, но Internet-сервис будет и здесь через 40 лет - именно столько понадобилось, чтобы среди тех, кого Моисей водил по пустыне, вымерли слишком мудрые. Александр Барсуков, журнал "625", № 3, 1996 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.