воскресенье, 6 марта 2016 г.

О грядущих наказаниях для водителей транспортных средств

Итак, "черный ящик" в автомобиле - реальность. Но каковы будут последствия? История развития и применения черных ящиков показывает, что они имеют тенденцию совершенствоваться и расширять свои функции по мере развития технологической базы. Современная же технологическая база уже позволяет превратить автомобильный черный ящик в бортовой ЦОД (Центр обработки данных) на основе бортового же суперкомпьютера. И, пока теоретически, можно предположить, что в обозримом будущем будут реализованы следующие функции на основе автомобильного черного ящика.
В СМИ были сообщения об исследовании причин, чаще всего приводящих к автомобильным авариям, и частой причиной назвали разговоры по мобильнику. Вероятно, по аналогии, к таким причинам отнесут и разговоры водителей с пассажирами, а также прослушивание радиоприёмника, голосового навигатора и т. п. информационные сервисы. В принципе, это похоже на правду, и можно в подтверждение привести такой пример: когда обучают радиотелеграфистов, те спокойно принимают на слух группы цифр, но как только начинается передача литературного текста, большинство курсантов отвлекаются на его осмысление и начинают пропускать морзянку. Поэтому, зная некоторые тенденции (появление видеофиксации нарушений ПДД, постепенное внедрение алкозамков, эвакуаторы, платные стоянки и другие изобретения для удобства  водителей), можно предположить, что со временем будут внедряться и технические средства, стимулирующие молчание в салоне автомобиля. Вероятнее всего, это будет нечто вроде входящих в базовую комплектацию транспортного средства встроенных микрофонов и "определителей речи", преобразующих каждое произнесённое (неважно - водителем, пассажиром или громкоговорителем) слово в штрафные баллы, передаваемые по телеметрии и материализующиеся на выходе в штрафные квитанции, приходящие ежедневно в адрес наиболее разговорчивых. Нечто в этом роде уже предлагают страховые компании в качестве бонусов за аккуратное вождение, так что алгоритм более-менее понятен. Таким образом, человек-водитель будет поэтапно превращаться в подобие робота - это и есть один из способов создания роботизированных автомобилей.
А когда автопром начнёт встраивать в автомобили алкотестеры, блюкирующие запуск двигателя при обнаружении у водителя алкогольного опьянения? Что касается сроков, то можно провести аналогию между началом дискуссии о внедрении автоматической видеофиксации автомобильных номерных знаков и практическим воплощением этой идеи. Наивно думать, что компетентные органы, выступив с инициативой автомобильных алкотестеров, откажутся от этого многообещающего проекта под давлением таких несерьёзных доводов, как "пьяный водитель может попросить другого человека подышать в машине" (из серии "как обмануть камеры ГИБДД"). Можем предположить, что имелся в виду биометрический алкотестер (алкозамок). Суть в том, что водитель каждого автотранспортного средства обязан будет иметь индивидуальную пластиковую маску (наподобие посмертной, но выполняемой по живому человеку бесконтактным методом трёхмерного электронного сканирования лица), подключаемую через разъём к бортовому компьютеру. Чтобы запустить двигатель, необходимо приложить эту маску к лицу и, после точного её совмещения с рельефом лица, одновременно сработают датчики паров алкоголя и биометрического распознавания сетчатки глаза. Видимо, в гигиенической маске-алко-тестере установят и другие датчики: термоконтроль повышенной температуры тела (чтобы исключить запуск двигателя водителем, больным гриппом) и повышенного потоотделения, свидетельствующего о неадекватном психическом состоянии (но тогда в бортовом компьютере должны быть персональные данные водителя, чтобы разрешить, например, вождение женщинам, находящимся в климактерической стадии, для которой характерно повышенное потоотделение); экспресс-анализ крови по типу диабетической помпы позволит выявить наркотическое опьянение. Кроме того, известны методики иридодиагностики, идентифицирующие наличие заболеваний по радужной оболочке глаза. Очевидно, что внедрение "био-авто-алкотестеров" сократит число автоугонов, а также нападений на водителей с целью завладения машиной (для этого будет предусмотрено, что маску-тестер паров алкоголя (биометрический алко-замок) надо будет прикладывать к лицу после каждой остановки, длящейся свыше 10 минут).
С другой стороны, допустимо освободить от обязанности применять маску-тестер водителей электромобилей с габаритами как у микролитражки "Ока" (в рамках программы поддержки экологически чистого транспорта), моторикш и т. п. минимашин, чья стоимость соразмерна стоимости самой маски-тестера (по аналогии, в судовождении такие исключения могут быть допущены для капитанов малых моторных лодок). Но и без охвата микроавтомобилей рынок масок-тестеров оценивается в сотни миллиардов долларов. поэтому для решения организационных вопросов и принятия единых стандартов (например, отказ от водительских удостоверений и ключа зажигания, которые. в сущности, подменяются маской-тестером - что, в частности, позволит избежать противоречий с законами, запрещающими требовать установку на машинах "необязательного" оборудования).
Кто будет производить автомобильные маски-тестеры? В России оптимально создавать региональные центры для штамповки индивидуальных масок. Что же касается электроники, то если отечественные электронщики проспят этот проект, то начинка будет китайская. Следующий этап - оснащение индивидуальных масок-тестеров устройствами ГЛОНАСС/GPS, показания которых, индивидуальные для каждого автомобилиста, останутся в базах данных и позволят делать выводы о его причастности либо непричастности к тому или иному преступлению или правонарушению (т. е. маска-тестер превращается в маску-"колпак"), контролировать скоростной режим и автоматически выписывать штрафы за пиковые превышения скорости, учитывать километраж передвижений (что позволит более справедливо взимать дорожные сборы - по аналогии с прогрессивной шкалой налогообложения). В связи с огромными объёмами сведений о маршрутах транспортных средств и их владельцах предвидится крупнейший в истории тендер среди проектировщиков инфраструктур хранения и обработки информации, интеллектуального анализа и поиска информации, управления знаниями, систем сетевых распределённых вычислений, "облачных" вычислений, сервис-ориентированных архитектур, центров обработки данных (ЦОД), а также поставщиков систем резервного копирования, архивирования и хранения данных, систем управления базами данных (СУБД), виртуализации, электронного документооборота и средств защиты информации на такое оборудование и программное обеспечение, как дисковые и ленточные накопители, серверы и серверные системы, роботизированные библиотеки, мейнфреймы, суперкомпьютеры, хранилища, киоски и витрины данных; сети и сетевые системы хранения, рабочие станции, нейрокомпьютеры, брандмауеры, файрволы, антивирусы и т. д. И только тогда можно будет подтвердить или опровергнуть версию, что американцы высадились на Луну для того, чтобы обить её листовым железом и тем самым предотвратить высадку русского десанта.
При чем здесь американцы? При том, что именно они вывели закон Мура о неуклонном росте производительности процессоров - а это путь к микроминиатюризации гаджетов. Миниатюризация вполне может привести к тому. что "черные ящики" с SIM-картой удастся встраивать даже в рукоятку пистолета и тогда через сеть вышек можно будет в реальном времени вести учет и контроль за перемещением огнестрельного оружия.
P.S. Японская корпорация Panasonic продемонстрировала на выставке в Лас-Вегасе прототип салона автомобиля 2025 года.  Концепт оборудован сенсорами и видеокамерами с функцией распознавания лиц, которые однозначно идентифицируют личность водителя. Неавторизованный пользователь не сможет получить полный контроль над автомобилем – изменить место следования или настройки навигационной системы.
«Узнавание» водителя начинается еще до того, как он сядет в машину. В боковую раму над водительским местом вмонтированы две камеры, которые фиксируют лицо подошедшего человека. Первичная авторизация подтверждается цветной подсветкой контура двери. Заняв место за рулем, водитель проходит повторную, более точную авторизацию. Тогда умный автомобиль приветствует его и загружает персональные настройки салона (температура, свет и т.д.), любимую музыку и прочее.
На переднем стекле, на уровне глаз водителя (так что ему не придется отрывать взгляд от дороги) расположен дисплей, на котором показывается информация о маршруте, навигационные данные, сведения о том, что происходит внутри и за пределами автомобиля.

РЕТРОСПЕКТИВА

Видеотехнологии на «Интерполитех-98» (отрывок)
«Фирма Юмирс» (Пенза). Блоки «отката изображения» для систем видеонаблюдения, служащие для анализа ситуации, предшествующей моменту события. Принцип действия: в дежурном режиме записывается текущая видеоинформация, а в момент прихода сигнала тревоги с той или иной камеры запись с нее прекращается и записанная видеоинформация просматривается на всю «глубину вложения» (устанавливается оператором в пределах 3-30 с).
«Бизон-95», «АКТиватор» — быстродействующие устройства для заряда аккумуляторных батарей, удлиняющие срок их эксплуатации. Метод основан на чередовании мощных зарядных и разрядных импульсов в сочетании с точным измерением и учетом электрохимических параметров процесса. На испытаниях, в течение которых батареи непрерывно заряжались и разряжались с глубиной разряда 100%, было получено порядка 3000 циклов. Зарядный процесс сопровождается восстановлением батареи.
Новинки для видеонаблюдения. Их на выставке «Ведомственные и корпоративные сети связи-98» обнаружилось две. Фирма «Информационная индустрия» представила видеокоммутатор Kenwood VC-H1 для передачи видеоизображения в среде транкинговых систем стандарта MPT 1327 с использованием радиостанции Motorola GM 1200. Видеокоммутатор объединяет в себе преобразователь сигналов телевидения с медленной разверткой (CCTV), цветную видеокамеру ПЗС (CCD) и цветной видеомонитор ЖКИ (LCD). Устройство осуществляет сбор, запоминание, отображение, обработку и отбор собранной видеоинформации, прием и передачу оперативной видеоинформации, а также видеоинформации от внешних устройств; до 8 буквенно-цифровых символов можно набрать в качестве комментария к видеоизображению.
Фирма «ИнКомА» предложила систему TVLink Chassis для организации видеоканалов (до 16) с качеством, близким к вещательному, по одно- или многомодовому оптическому волокну. Число абонентов — до 2000. Ориентировочная стоимость — от 250 долл. на порт, что сопоставимо со стоимостью видеоконференцсистем, работающих в локальных сетях. А. Барсуков, журнал "ТКТ", № 1, 1999 г

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.