пятница, 19 февраля 2016 г.

Бинауральные микрофоны как защита от шумных соседей

Проблема шумных соседей усугубляется сложностями с доказательной базой: когда по вызову общественности приезжает полиция, шум успевает стихнуть и документально подтвердить факт его недавнего существования чаще всего невозможно. Поэтому предлагается роботизировать процедуру: при строительстве и капитальном ремонте жилых помещений сразу монтировать  в несущие конструкции дома интеллектуальные датчики шума в виде специальных микрофонов и сопутствующей электроники, способных не только точно локализовать источник шума. но и определить его характер и уровень. Настроить такие датчики можно таким образом, что как только шум начинает превышать норму, установленную на данный период времени, сигнал подаётся в местное отделение полиции, и оттуда в обязательном порядке прибывает патруль. Потому что уже отмечены случаи самостоятельной расправы над излишне шумными соседями и другими людьми: достаточно вспомнить, как в январе мужчина возле метро "Люблино" застрелил женщину, шумно рекламировавшую через мегафон товары.
Прототип такой техники создан изначально для охраны нефтепроводов: система Sentri с датчиками обоняния, которые реагируют на взрывчатые вещества. Затем система была дооборудования для целей безопасности и иными датчиками, в том числе – датчиками определения местоположения источника звука, например, выстрела. В основе работы системы – также тренировка на соответствующие шаблоны. Чтобы робот мог эффективно действовать, сенсоров у него должно быть как можно больше – хотя бы как у человека: два глаза и два уха. По многосенсорному принципу действует и система Sentri с целью определить местонахождение звука (выстрела, но её можно обучить на идентификацию и других звуков) и нацелить на его источник средства аудио- и видеорегистрации, чтобы соответствующие службы могли точнее разобраться в обстановке. Каковы алгоритмы, лежащие в основе данной системы? Анализируя модели традиционной искусственной нервной сети и динамичной синансовой нервной сети (DSNN), можно заметить определенные преимущества последней. В традиционной искусственной нервной сети работоспособность системы обеспечивает только единый синанс (соединяющая точка), а в динамичной - многократные синансы, увеличивающие скорость и преумножающие интеллект «мозга». Кроме того, в динамичной синансовой нервной сети звуковое распознавание работает совместно с другими сенсорами.

РЕТРОСПЕКТИВА

Вам нужен микрофон, какой? Казалось бы, простое дело — приобрести микрофон. Написали заявку, отправили в соответствующую инстанцию и через некоторый срок получили необходимое оборудование. Но ведь сначала надо знать, какой заказать микрофон, а перед глазами длинный список с различными наименованиями. Чего тут только нет! И динамические, и конденсаторные, и односторонне направленные, и ненаправленные, и. .. «Впрочем, хватит ломать голову, — так подчас рассуждает клубный работник. — Вот, например, МК-18, конденсаторный, говорят, неплохой. Закажем-ка четыре штуки!» (Одна «штучка», между прочим, стоит 210 рублей.) А всего-то требовалось озвучить небольшой зал, для чего вполне бы подошел недорогой динамический микрофон.
Думается, причина подобных казусов — в неправильной постановке вопроса. Неверно подразделять микрофоны на хорошие и плохие, дешевые и дорогие. Четкая постановка задачи — для какой, собственно, цели нужен микрофон — позволит не ошибиться при выборе.
Одно из наиболее частых употреблений микрофона — озвучивание помещений во время лекций, собраний и т. п. Главное .требование при этом — четкая и разборчивая передача речи. Диапазон же частот речи невелик, поэтому высококачественный микрофон не обязателен. Однако желательно, чтобы микрофон обладал особой острой направленностью, особенно тот, что установлен на столе президиума. Председатель сидит, как правило, довольно далеко от микрофонов, часто говорит стоя и оператор вынужден прибавлять усиление, а в случае, если микрофон не имеет острой направленности в сторону от динамиков может произойти акустическая завязка. Кроме того, остронаправленный микрофон не воспринимает шум зала. Исходя из этих соображений можно порекомендовать динамические катушечные микрофоны, такие, как МД-52А, МД-66, МД-71.
Конденсаторные микрофоны считаются наиболее высококачественными благодаря широкому диапазону рабочих частот, высокой чувствительности, разнообразным характеристикам направленности, поэтому их в основном используют для студийных записей и музыкальных программ. Но они дороги и требуют отдельного источника питания. Разновидность конденсаторных микрофонов — электретные микрофоны, более дешевые и простые в эксплуатации. Правда, электретные конденсаторные микрофоны менее чувствительны по сравнению с собственно конденсаторными, но качество их вполне удовлетворяет обычные клубные нужды.
Практически естественное звучание передают ленточные динамические микрофоны, применяющиеся главным образом в студийных условиях. Их главный недостаток — большая подверженность внешним воздействиям, таким, как электрические поля или сотрясения, поэтому они не годятся для использования в концертных поездках, выступлениях агитбригад и т. д.
При выборе микрофона следует обратить внимание на график его частотной характеристики. Это подскажет, для какого диапазона частот наиболее пригоден данный микрофон. Скажем, у МД-59 наибольшая чувствительность в области 3000 Гц. Естественно, он будет хорош для усиления речи. Кстати, чувствительность микрофона — один из важнейших его параметров. Чем она выше, тем более слабый сигнал можно усилить с меньшим уровнем шума.
И еще один небольшой, но важный момент — аппаратура, к работе с которой предназначен микрофон. Специалисты знают, что для получения звука с минимальными искажениями и максимальной отдачей необходимо согласовать выходное сопротивление микрофона и входное сопротивление усилителя, поэтому некоторые типы микрофонов специально предназначены для работы со строго определенной аппаратурой. Например, МД-200А работает только в комплексе с ламповыми магнитофонами. А. Барсуков, журнал "Клуб и художественная самодеятельность", № 23, 1983 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.