понедельник, 8 февраля 2016 г.

Беспилотный КАМАЗ: кто против?

Всё же своими не вполне корректными комментариями некоторые журналисты могут нанести вред такой сложной разработке, особенно когда сравнивают её с беспилотными автомобилями, курсирующими по улицам городов. Ведь упоминаемые автомобили едут по асфальту, а беспилотному КАМАЗу, вероятно, придётся осваивать как не очень хорошие дороги, так и бездорожье. А это задача, которую уже давно пытаются решить ведущие мировые корпорации. В частности, мне довелось присутствовать на пресс-конференции Intel, разработки которой испытывались на беспилотных автомобилях, участвовавших в 10-часовых гонках по бездорожью «Большой вызов» (см. статью «Электронное зрение автомобилей» в журнале «ТКТ» № 5, 2004 г.). Специалисты Intel рассказали много занимательного о том, как колёсные беспилотники распознавали и преодолевали различные препятствия. Поэтому, конечно, разработчикам отечественных беспилотных грузовиков предстоит решить сложнейшие задачи.
Вообще говоря, в последнее время появляется немало скептических комментариев на тему робототехники. Это естественно: гениальная формула Гоголя «Я тебя породил - я тебя и убью» выведена в первую очередь именно для таких случаев. Роботов придумали писатели, они же их сделали популярными - а теперь маятник качнулся в другую сторону, ибо в мире роботов писателям и писать-то особо не о чем. Возьмём для примера книгу «Плата за страх» писателя Жоржа Арно, в которой безработные водители за вознаграждение подрядились доставить взрывоопасный нитроглицерин для тушения пожаров на нефтяных скважинах. Кто-то, естественно, взорвался по дороге. А теперь представим, что за эту работу возьмутся беспилотные КАМАЗы. Никакой драматургии. То ли дело придумать, как арестованным коррупционерам предложили во искупление вины поработать на грузовиках в каких-нибудь смертельно опасных условиях. Вот это - тираж, касса, реклама.

Еще больше информации на данную тему содержит телеграм-канал «Человекоподобные роботы: технологии и рынки».

РЕТРОСПЕКТИВА

Электронное зрение автомобилей. В марте 2004 г. из Барстоу (шт. Калифорния) в Лас-Вегас (шт. Невада) в 340-километровый путь отправились несколько машин, принявших участие в 10-часовых автомобильных гонках по бездорожью под названием «Большой вызов». При этом в машинах не было водителей: им пришлось самостоятельно прокладывать путь и справляться с препятствиями. Единственное, чем могли помочь люди — за 2 часа до старта сообщить 1000 определяемых с помощью GPS (системы глобального позиционирования) точек-ориентиров. Всё остальное возлагалось на высокопроизводительные компьютеры, системы электронных карт, сенсоров и аналитики. - поэтому активное участие в проекте приняла корпорация Intel,  наряду с Boeing, Seagate, Университетом им. Карнегги Меллона. Кстати, в России это направление пропагандирует журнал "Техника кино и телевидения", еще по материалам выставки "Мотор-Шоу 2002" сделавший вывод о перспективах замены живых шоферов на роботов (№ 11, 2002 г.). Тем более, в переводе на русский язык "автомобиль" изначально означал "самодвижущуюся коляску".
В составе Университета им. Карнеги Меллона есть Институт робототехники, где идут исследования в области автономных движущихся средств, вылившиеся, в частности, в создание марсоходов. Но всё это были «штучные» разработки, а на повестке дня стояло создание робота-шофёра для повседневной жизни. Таким образом, в автопробег была заявлена разработанная в университете машина «Песчаная буря» (Sandstorm), созданная на основе внедорожника Нummer, из которого убрали крышу и сиденья, установив алюминиевый ящик полутораметровой длины, внутри которого, тщательно изолировав от внешних воздействий, разместили мощный компьютер.
Какова роль компьютерного зрения? Одна из самых сложных проблем в автогонках — преодоление препятствий. Система GPS может держать автомобиль на курсе с точностью до метра, но она не способна предупредить его о ямах и камнях, к тому же боится песчаных вихрей. Поэтому «Песчаную бурю» оснастили лазерными радарами, передающими данные в компьютер, куда с двух видеокамер поступает и стереоизображение. Быстродействие компьютера должно быть достаточным, чтобы на высокой скорости автомобиля успеть дать команду на преодоление препятствия — обогнуть или притормозить. Бортовой компьютер — на базе четырёх процессоров Itanium 2, архитектура которого способствует выполнению алгоритмов, необходимых для обсчета различных вариантов маршрута, где много кольцевых вычислений и операций с плавающей запятой; обрабатывая информацию от сенсоров, он прокладывает маршрут и управляет всеми движениями автомобиля. Система использует ПО, оптимизированное с помощью Intel Vtune Performance Analyzer. Кроме того, на автомобиле установлены четыре вычислителя, каждый с двумя процессорами Хеоn, на которых работают приложения доступа к картам и другой информации, контроля состояния автомобиля и управления им. А. Барсуков, журнал "ТКТ", № 5, 2004 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.