вторник, 9 февраля 2016 г.

Ограничения для беспилотников

Дискуссии о том, какие лимиты ввести для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), радиоуправляемых авиамоделей и летающих игрушек всё же не вполне учитывают такой аспект, как неприкосновенность частной жизни. Например, у нас пока не существует такого понятия, как "суверенное воздушное пространство над частным владением". Пользуясь этим, различные СМИ и отдельные папарацци обзаводятся квадракоптерами, оснащенными фото- и видеосъёмочной аппаратурой высокого разрешения и снимают всё что хотят, публикуя впоследствии кадры с циничными комментариями. Поэтому ограничения на полезную нагрузку беспилотника в данном случае сработают не только на физическую безопасность, но и на privacy. А в перспективе, конечно, было бы разумно оснащать БЛА аппаратурой геолокации, чтобы они автоматически огибали объекты, разрешения на полёт над которыми не имеется.
Но, в принципе, вышесказанное можно отнести и к пилотируемым ЛА. Так, ближе к вечеру над нашим дачным массивом появились два воздушных шара. Не слишком приятно, когда у тебя над головой на небольшой высоте пролетает весёлая компания и комментирует твои постройки и грядки. Конечно, мы имеем в виду не себя, а многочисленные подвыпившие дачные компании, которым тоже захочется развлечься и они решат поиграть в "стрелялки", пуляя из своего огнестрельного оружия в эти воздушные мишени. Вот тогда уже может случиться авария с жертвами и разрушениями.


Еще больше информации на данную тему содержит телеграм-канал «Человекоподобные роботы: технологии и рынки».

РЕТРОСПЕКТИВА

«Летающая видеокамера» была представлена на IX Международном форуме «Технологии безопасности». Речь идёт о разработанном КБ «Искатель» дистанционно-пилотируемом самолёте «Воробей», предназначенном для наблюдения в реальном времени в радиусе до 1000 м. Самолёт выполнен по схеме летающего крыла с электрическим приводом толкающего винта. Все агрегаты монтируются внутри крыла, на котором установлена цветная видеокамера дневного диапазона с передатчиком и антенной. Видеосигнал с самолёта поступает на наземную приёмную часть, включающую в себя комплект направленных антенн, приёмник, видеомагнитофон и ЖК-монитор, по которому корректируется траектория полёта. Камера с углом поля зрения 72° имеет фиксированный угол установки на крыле, позволяющий с высоты полёта 30—50 м производить детальный обзор, а с высоты 50-100 м — панорамный.
Взлёт самолёта производится с руки. Взлётная дистанция составляет 10 м, а посадка может осуществляться также в руки, на землю или на воду (самолёт не тонет). В базовую комплектацию пилотажного оборудования входит оптическая система стабилизации авиагоризонта и курсовой демпфер. Базовая комплектация позволяет уверенно пилотировать самолёт в пределах прямой видимости при ветровой нагрузке до 10 м/с у земли.
Дополнительная комплектация, позволяющая совершать полёт без визуального контакта оператора с беспилотным самолётом, включает в себя навигационную систему, бесколлекторный электродвигатель с питанием от литиевых аккумуляторов, дополнительный усилитель ТВ-сигнала с цифровым каналом. Дополнительная комплектация позволяет осуществлять полёт на протяжении до 1 ч (при температуре окружающей среды от +10 "С) на дальность до 2500 м, получая текущую координату местоположения самолёта.
Рабочие геометрические характеристики беспилотного самолёта «Воробей» (мм): длина — 350, высота — 120, ширина — 950. Весовые данные (кг): нормальный взлётный вес — 0,3, максимальный — 0,8. Лётно-технические характеристики: максимальная скорость полета на высоте Н = 0 30 км/ч, максимальная барометрическая высота эксплуатации — 3500 м. Максимальная продолжительность полёта в базовой комплектации, на экономической скорости, на высоте Н = 0 и с максимальным взлётным весом - 0,5 ч.
Кроме того, разработан вариант беспилотного самолёта с поршневым бензиновым двухтактным двухцилиндровым двигателем 8 л. с. с тянущим винтом, видеокамерой и передатчиком ТВ-сигнала. Дальность действия в базовой комплектации — до 50 км, в дополнительной — до 100 км без визуального контакта оператора с беспилотным самолётом по заранее подготовленной программе с возможностью внесения изменений на любом этапе полёта. Максимальная полезная нагрузка — 12 кг, максимальная скорость полёта — 140 км/ч. Барометрическая высота полёта (опция — с турбонаддувом) — 4550 м. Максимальная продолжительность полёта с максимальным взлётным весом — 4,2 ч. В базовую комплектацию входят 3D-пьезогироскопы и оптическая система стабилизации горизонта, В дополнительную комплектацию — ТВ-канал передачи информации и управления полётом, автопилот, навигационная система, различные датчики состояния окружающей среды. А. П. Барсуков, журнал "ТКТ", № 4, 2004 г. 

"Страж-птица". ...Страж-птица взмыла над городом, медленно описывая плавную дугу. Ее тело поблескивало в лучах утреннего солнца, на недвижных крыльях играли огоньки. Она парила безмолвно.
Безмолвно, но все органы чувств начеку. Встроенная аппаратура подсказывала страж-птице, где она находится, направляла ее полет по широкой кривой наблюдения и поиска. Ее глаза и уши действовали как единое целое, выискивали, выслеживали.
И вот что-то случилось! С молниеносной быстротой электронные органы чувств уловили некий сигнал. Сопоставляющий аппарат исследовал его, сверил с электрическими и химическими данными, заложенными в блоках памяти. Щелкнуло реле.
Страж-птица по спирали помчалась вниз, к той точке, откуда, все усиливаясь, исходил сигнал. Она чуяла выделения неких желез, ощущала необычную волну мозгового излучения.
В полной готовности, во всеоружии описывала она круги, отсвечивая в ярких солнечных лучах.
Динелли не заметил страж-птицы, он был поглощен другим. Вскинув револьвер, он жалкими глазами уставился на хозяина бакалейной лавки.
— Не подходи!
— Ах ты, щенок! — рослый бакалейщик шагнул ближе. — Обокрасть меня вздумал? Да я тебе все кости переломаю!
Бакалейщик был то ли дурак, то ли храбрец — нимало не опасаясь револьвера, он надвигался на воришку.
— Ладно же! — выкрикнул насмерть перепуганный Динелли. — Получай, кровопийца...
Электрический разряд ударил ему в спину. Выстрелом раскидало завтрак, приготовленный на подносе.
— Что за черт? — изумился бакалейщик, тараща глаза на оглушенного вора, свалившегося к его ногам. Потом заметил серебряный блеск крыльев. — Ах, чтоб мне провалиться! Птички-то действуют!
Он смотрел вслед серебряным крыльям, пока они не растворились в синеве. Потом позвонил в полицию.
Страж-птица уже вновь описывала кривую и наблюдала. Ее мыслящий центр сопоставлял новые сведения, которые она узнала об убийстве. Некоторые из них были ей прежде неизвестны.
Эта новая информация мгновенно передалась всем другим страж-птицам, а их инфромация передалась ей.
Страж-птицы непрестанно обменивались новыми сведениями, методами, определениями... Автор - Шекли Роберт

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.